Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Новый подход к школьному питанию
ОбществоЗдоровье/Медицина

Новый подход к школьному питанию

О мерах по улучшению питания казахстанских детей в школах и детских садах рассказали на пресс-конференции в Alma School. По предложению министра здравоохранения РК Акмарал Альназаровой, на сентябрь 2025 года запланировано полное внедрение новых подходов к школьному питанию.

Альмира Орлова — нутрициолог и предприниматель, более семи лет занимающаяся питанием детей в частных садиках и школах Казахстана, решила поделиться своим опытом. По ее рецептам успешно готовят в 20 частных детских садиках и пяти частных школах, хотя поначалу ее буквально выгоняли из школ. 

В прошлом она юрист. Когда у ее отца произошел инсульт, врачи отметили, что одним из факторов, способствующих его развитию, стало неправильное питание, дефицит клетчатки в рационе с детства, а после повышенное количество жиров. Изучив статистику, Альмира обнаружила, что число детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и ожирением, растет, дети получают инсульты и инфаркты. Тогда она пообещала себе всю жизнь посвятить пропаганде здорового питания, для чего поступила в мединститут. Два года Альмира проводила эксперимент: взяв детей разных национальностей, она тестировала каждый изобретенный рецепт. Если хоть один ребенок говорил, что это невкусно, блюдо убирали. Так набралось более 100 рецептов. 70 процентов еды современный ребенок потребляет вне дома, поэтому улучшение питания в садиках и школах может укрепить иммунитет и сформировать здоровые привычки. 

Около 80 процентов всех иммунокомпетентных клеток организма локализовано в слизистой оболочке кишечника, а для его здоровья важно съедать в день минимум 35 граммов клетчатки, что эквивалентно пяти овощам. Но зачастую дети не съедают и двух овощей, так как родители их не едят, а в садике или школе овощи готовят невкусно. Предпочтение отдается блюдам из теста и мяса, продуктам с высоким содержанием сахара и трансжиров. Решить эту проблему можно четырьмя шагами: внедрение в рационы школ и садиков вкусных рецептов, а в учебный процесс уроков по важности здорового питания. Обучение производственного и преподавательского состава базовым основам нутрициологии и физиологии пищеварения, а также вовлечение родителей в процесс формирования здоровых привычек. Эффективность такого алгоритма проверена за семь лет в 25 учебных заведениях разных городов.

Также на уровне государства важно повышать престиж профессии школьного повара, так как молодые кадры после профтехучилищ в основном стремятся попасть в рестораны. 

школы.jpg

Заведующая кафедрой педиатрии с курсом неонатологии Казахстанского медицинского университета «ВШОЗ» Гульмира Алтынбаева подтвердила, что нарушение питания является основным фактором, который повышает риск неинфекционных заболеваний. Болезнью века считается метаболический синдром, смертельный квартет: абдоминальное ожирение, липидные нарушениия, углеводные нарушения и сердечно-сосудистая патология. По данным ВОЗ, им страдают два миллиарда человек, из них 27-40 процентов — дети. Поэтому правильное питание нужно формировать с антенатального возраста, то есть до рождения ребенка, а затем в каждом возрасте. Вопросы профилактики и внедрения профилактических мер в рацион питания должны решаться на государственном уровне.

— Реализовывать стратегии по правильному питанию можно с учетом опыта, который уже дал хорошие результаты, — считает депутат маслихата, предприниматель и журналист Карашаш Джузеева. — Нутрициологи должны помогать школам, их рекомендации очень важны. Важна работа с родителями, которые зачастую сами питаются неправильно. Необходимо проводить интерактивные уроки, кулинарные мастер-классы в школах, а также внедрить строгие стандарты по проверке продуктов и приготовлению пищи в школьных столовых. Такие шаги помогут создать систему, где питание школьников будет не только полезным и вкусным, но и станет частью культуры ЗОЖ.

В меню, которое применяется в частных учреждениях, популярны омлет с цветной капустой, морковные маффины, вафли с горохом, брауни из фасоли, смузи из свеклы, чечевичный суп с тыквой, компоты (все без сахара), пшенная каша с тыквой, спагетти с зеленым горошком, лепешки из чечевицы.

Альмира хочет передать уже сформированное недорогое, доступное меню для государственных школ бесплатно. Она предлагает построить целый алгоритм взаимодействия всех участников процесса правильного питания.

— За три месяца можно улучшить питание в любом учреждении, за две недели можно любого ребенка научить есть овощи, бобовые и крупы, — считает Альмира. — В рамках сырьевой себестоимости школьного питания в государственных школах, составляющей 500-900 тенге, можно готовить полезно и вкусно. Вопрос в рецептах и компетенции поваров.

В среднем по республике стоимость бесплатного питания составляет 631,75 тенге. Тариф на бесплатное питание в школах Астаны — 951 тенге на ребенка, в Алматы — 843 тенге, а в Акмолинской области — 715 тенге. Самая низкая сумма в 500 тенге фиксируется в Улытауской, Алматинской и Жамбылской областях.

Фото Фариды Гизатулиной

Читайте в свежем номере: