Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоЗдоровье/Медицина

Как Минздрав собирается лишить казахстанцев скорой помощи

Скорая помощь в Казахстане может перестать быть скорой, или ее вообще теперь можно будет не ждать. Причина, как пояснили в Минздраве, внося исправления в приказ Министра здравоохранения РК от 30 ноября 2020 года, банальна как никогда – отсутствие финансирования. И это несмотря на многомиллиардные вливания в медицинскую отрасль.

Проект постановления находится на сайте «Открытые НПА», где будет доступен для обсуждения до 8 октября. Опубликован он был 24 сентября, и только за сутки петиция против данного нововведения собрала более 5000 просмотров. 

Напомним, что сегодня фельдшерские и специализированные бригады отделений скорой медицинской помощи еще оказывают медицинскую помощь пациентам круглосуточно. Да и то часты нарекания по поводу позднего приезда. 

В новой редакции вызовы будут разделены по нескольким категориям срочности. Вот только, как справедливо полагают респонденты, оставляя комментарии под проектом нововведений, кто и как будет определять эту срочность? 

Так, согласно проекту, вызов первой категории срочности — это состояние пациента, представляющее непосредственную угрозу жизни и требующее оказания немедленной медицинской помощи. Прибытие скорой помощи — до 10 минут. 

Вызов второй категории срочности предполагает состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу жизни без оказания медицинской помощи. Прибытие скорой — до 15 минут. 

Вызов третьей категории срочности — состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу для здоровья без оказания медицинской помощи. Прибытие — до 30 минут. 

Вызов четвертой категории срочности — состояние пациента, вызванное острым заболеванием или обострением хронического заболевания без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной и потенциальной угрозы жизни и здоровью пациента. Прибытие скорой помощи — до 60 минут. 

С этим так называемым вызовом смыкается такое положение, как вызов мобильной бригады при организации ПМСП, которую, согласно «прейскуранту», можно прождать до 120 минут. Если, конечно, дождешься. Потому как теперь регистрация вызовов, подлежащих переадресации в организации ПМСП, будет осуществляться с 8.00 до 18.00 в будние дни, в субботу с 8.00 до 12.00, а в воскресенье можно даже не названивать — у медиков будет законный выходной.

При этом из реестра вызовов предлагается исключить легкие травмы — неглубокие раны, ожоги, ушибы, ссадины. Но кто и откуда может знать (судить), насколько эти травмы легки? Что рана не инфицирована, ожоги не расползаются по всему телу, а ушибся человек не головой? 

Откуда вдруг такое странное нововведение, направленное, по сути, на подрыв здоровья нации? Почему медицина, которая должна и обязана стоять на страже здоровья, снимает с себя эту обязанность? 

Разработчики нововведений сослались на то, что «новшество связано с нехваткой финансирования».

«Текущий тариф не обеспечивает полное покрытие всех расходов отделения скорой медицинской помощи при организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). В результате недостаточного финансирования наблюдается нерентабельность содержания круглосуточных бригад, что приводит к возникновению кредиторской задолженности», — вроде как заявлено в документе.

В ответ на справедливые нарекания и недоумение, а также растущее возмущение казахстанцев Минздрав, кажется, запутал всех еще больше. Так, в ведомстве заявили, что якобы «изменения не предполагают отмены обслуживания на дому, а, напротив, направлены на улучшение доступности и качества медицинских услуг». 

Иными словами, «в ответ на многочисленные обращения граждан о задержках в прибытии скорой помощи Министерство здравоохранения провело анализ и предложило решение для улучшения ситуации. Результаты анализа показали, что более 50 процентов вызовов относятся к четвертой категории срочности, что подразумевает обслуживание пациентов с хроническими заболеваниями, находящихся под наблюдением организаций первичной медико-санитарной помощи, включая поликлиники». 

Потому-то Минздрав якобы и разработал проект изменений в стандарт оказания первичной медико-санитарной помощи и правила оказания скорой медицинской помощи. Тогда как пункты, касающиеся регистрации вызовов врача на дом и организации стационаров на дому, якобы были ими «перенесены в другой раздел проекта для улучшения структуры документа, однако они остаются в силе». 

При этом все респонденты, которые оставили свои голоса против данных нововведений, сходились и сходятся в одном: скорая помощь должна функционировать 24/7. И никакие вопросы рентабельности здесь не уместны.

Почему, например, в таком случае не использовать средства ОСМС? Да и за что казахстанцы исправно перечисляют ВОСМС и ОСМС, если, по сути, им обещают «неполучение помощи скорой»? 

И да, с подобными вышеописанными проектными нововведениями в отношении скорой помощи не сталкивалась до сих пор ни одна страна мира. 

ОСТАНЕТСЯ КАК ПРЕЖДЕ 

Глава Минздрава внесла ясность по проекту, который вызвал возмущение общественности Министр здравоохранения Акмарал Альназарова сделала заявление по проекту поправок в правила оказания скорой медпомощи. «В проекте нет нормы об ограничении услуг скорой помощи, оказываемых населению на круглосуточной основе. Подчеркиваю, скорая помощь для населения по-прежнему остается доступной в режиме 24/7 по номеру 103. Изменения касаются бригад, создаваемых при поликлиниках для повышения оперативности и качества обслуживания вызовов. Принято решение увеличить количество мобильных бригад», — написала Альназарова в Facebook. По ее словам, при необходимости к детям будет выезжать бригада с участием педиатра, к взрослым — с участием профильных специалистов. Ранее одна бригада ПМСП обслуживала 35 тысяч человек, по новым правилам — 25 тысяч.

Читайте в свежем номере: