В РК свыше полумиллиона человек болеют сахарным диабетом. И эта цифра имеет тенденцию к росту. Президент ОФ «Казахстанское общество по изучению диабета», кандидат медицинских наук Жанай Аканов в интервью «НП» рассказал о ситуации в республике по сахарному диабету. Он считает, что стране нужна национальная программа борьбы с диабетом.
— Какова реальная ситуация у нас по сахарному диабету?
— В настоящее время, согласно официальным данным, в Казахстане свыше полумиллиона человек состоит на учете. Это достаточно большая цифра для 20-миллионного населения республики. Однако в реальности она может быть и выше. И мало того — статистика по данному виду заболевания имеет тенденцию к росту. Казахстанские эндокринологи фиксируют до 100 новых больных в день. С такими темпами к 2030 году мы ожидаем количество диабетиков среди казахстанцев около 800-850 тысяч человек.
Если сравнивать наши данные с показателями соседних республик, то Казахстан — безусловный «лидер» по количеству диабетиков. Рядом, в почти 40-миллионном Узбекистане, этот показатель составляет 400 тысяч. Намного ниже показатели в Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане.
И такая ситуация развивается несмотря на то, что Казахстан относится к благополучным странам в вопросах обеспечения больных диабетом лекарственными препаратами. Ежегодно расходы бюджета по этой статье составляют 45 миллиардов тенге, что превышает затраты на онкологические, сердечно-сосудистые и другие виды заболеваний. И, хотя некоторые из препаратов очень дорогие, но все нуждающиеся в них казахстанцы получают их бесплатно за счет государства.
— Почему количество диабетиков в республике продолжает расти?
— С одной стороны, у нас хорошо поставлен скрининг населения, доступны разные методы диагностики, включая экспресс-методы. Но причина не только в этом.
Во-первых, успех любого лечения зависит от двух сторон: доктора и пациента. К сожалению, многие люди в самом начале после выявления у них сахарного диабета проявляют халатность и легкомыслие к своему здоровью. Только 24 процента диабетиков в ходе лечения добиваются нормального уровня сахара, а 76 процентов остаются в нестабильном состоянии.
Поначалу эта категория пациентов ссылается на нехватку времени на себя, объясняя это большой занятостью на работе, в семье. Рекомендации врачей о том, что важно держать определенную диету, заниматься спортом, больше гулять, регулярно проходить скрининг, игнорируются. А при ухудшении состояния такие люди попадают сразу же на операционный стол с инфарктом или инсультом либо с гангреной нижних конечностей. И тогда они готовы отдать все, что угодно, чтобы спасти здоровье, но уже поздно. И потом во всем обвиняют врачей. К примеру, выживаемость пациентов после ампутации нижней конечности составляет не более пяти лет.
Сегодня в Казахстане из -за осложнений сосудистого характера по причине сахарного диабета в среднем делают пять ампутаций в день, а в год количество таких операций достигает свыше 1850. Для сравнения, в 127-миллионной Японии количество таких хирургических вмешательств не превышает отметки 600 в год.
— В чем же причина роста больных сахарным диабетом?
— Есть несколько теорий эволюции сахарного диабета. В некоторой степени виноват в этом прогресс в производстве концентрированных продуктов питания и в создании лекарственных препаратов. Согласно моим исследованиям, одна из первых причин — питание, вернее, качество употребляемых в пищу продуктов. До 1950 года человечество употребляло в пищу в основном натуральные продукты питания и мало консервов. Это с одной стороны.
С другой — диабет относится к заболеваниям, которые передаются генетически. В те годы он плохо поддавался лечению. Смертность была высокой, люди умирали рано, и их генетическая информация не передавалась дальше, следующим поколениям.
Но с созданием инсулина высокой очистки и других прорывных препаратов, а также с появлением большого количества консервированных продуктов и продуктов с высоким гликемическим индексом количество людей с генетическим набором сахарного диабета резко пошло вверх. Всплеск пришелся на 90-е годы прошлого столетия и до сих пор не снижается. Во всем винили гиподинамию — малоподвижный образ жизни, связывая его с научно-техническим прогрессом. Здоровых продуктов на нашем столе стало меньше, людей с отягченной генетической предрасположенностью все больше. Иными словами, человечество сгубили генетика, комфорт и вредные продукты. Вот и все объяснение, на мой взгляд.
Что касается Казахстана, то хочу сказать, что к числу причин также следует добавить слабую профилактическую работу и слабый контроль за диабетом на уровне первичной медико-санитарной помощи.
Ну и еще одна серьезная причина роста количества случаев сахарного диабета в том, что Казахстан — единственная страна на постсоветском пространстве (за исключением, возможно, Молдовы), которая не имеет своего национального центра по эндокринологии и по борьбе с диабетом, то есть эндокринологическая служба несистематизирована.
— Почему нет своего национального центра?
— В течение последних 13 лет казахстанскими эндокринологами поднимается вопрос создания такой централизованной структуры по борьбе с диабетом, но только усилиями одних медиков этот вопрос не решить. Для начала нужна национальная программа борьбы с диабетом, в реализации которой приняло бы участие не только Министерство здравоохранения, но и такие ведомства, как Министерство финансов и Агентство по госдоходам. Для этого нужно немалое финансирование. Медики предлагают внедрить налог для предприятий, производящих сахаросодержащие напитки. Идея эта не нова и принадлежит Дании и Великобритании. Ее успешно применяют в 106 странах мира на национальном уровне.
В Казахстане производят почти три миллиарда литров сахаросодержащих напитков в год. Если с каждого литра получали налог хотя бы в 30 тенге, то казахстанские эндокринологи смогли бы покрыть все расходы, связанные не только с лечением сахарного диабета, но и в течение года создать национальный центр эндокринологии и по борьбе с диабетом.
Фото Кульпаш Коныровой