Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» провела конференцию по вопросу введения акциза на сахаросодержащие напитки. Первые залпы предстоящей битвы уже прозвучали. С одной воюющей стороны находятся Министерство здравоохранения, Национальный центр общественного здоровья и немногочисленные общественники. С другой — могучая индустрия газированных напитков и огромное множество ее фронт-групп и ставленников.
Логика Минздрава проста — Боливар не вынесет двоих. Эти двое — ожирение и сахарный диабет. Ожирение также ведет к целому букету сердечно-сосудистых заболеваний, и все это является следствием свойственного многим казахстанцам неправильного питания и нездорового образа жизни. Количество больных растет с такой катастрофической скоростью, что Минздрав скоро уже не сможет спасать их — ни организационно, ни финансово. Таблетками это не лечится, надо кардинально сокращать потребление хотя бы самых вредных продуктов. В первую очередь сахаросодержащих газированных напитков.
Благодаря прогрессу медицины инфекции уже не выкашивают население. Подавляющие 84 процента смертности дают неинфекционные заболевания (НИЗ) — сердечно-сосудистые, хронические респираторные, диабет, рак. Могилу себе мы копаем ножом и вилкой, попыхивая сигаретой и прихлебывая из бокала. Затраты на лечение неинфекционных заболеваний составляют 0,3 триллиона тенге (!), из них на диабет приходится 436 миллиардов тенге, или почти миллиард долларов США!
Однако ежегодные затраты Минздрава — лишь верхушка айсберга. Потери для экономики, связанные со снижением производительности труда, превышают государственные затраты на здравоохранение в 6,5 раза и составляют 2 триллиона тенге в год. В целом текущий ущерб, наносимый НИЗ экономике Казахстана, составляет 2,3 триллиона тенге в год, что эквивалентно 4,5 процента годового ВВП страны.
Исследования, проведенные Казахской академией питания, показали, что средняя распространенность избыточной массы тела среди взрослого населения страны (от 15 лет и старше) составила 29,7 процента у женщин и 33,9 процента у мужчин (в среднем 31,8 процента), ожирения — 25,8 процента у женщин и 15,3 процента у мужчин (в среднем 20,55). Каждый пятый ребенок в возрасте шести — девяти лет в Казахстане имеет избыточный вес или ожирение. Вы думаете, дети слишком много сидят перед компьютером? Тогда откуда взялись 17,5 процента не в меру упитанных детей в сельской местности, где и интернет неважный, и хлопот по хозяйству гораздо больше? А это все кола и прочие сладкие газированные напитки, вы легко найдете их в любом поселке в каждой захудалой лавке!
Катастрофически растет количество больных сахарным диабетом — прирост составляет до 39 тысяч новых случаев заболевания в год, или по 100 человек ежедневно. За последние 18 лет (2005 — 2023) в Казахстане число диабетиков выросло в четыре раза и достигло 440 тысяч человек. Причем следует учитывать, что у сахарного диабета второго типа очень высокая латентность. Огромное количество больных не подозревает о своем заболевании, не обследуется и в поле зрения врачей попадает лишь тогда, когда у них развиваются необратимые осложнения — вплоть до слепоты и необходимости ампутации конечностей.
Однако самое страшное, что заболеваемость сахарным диабетом среди детей до 15 лет в Казахстане за период с 2015 по 2022 год увеличилась на 66 процентов. У этих ребят очень плохой прогноз как по продолжительности жизни, так и по ее качеству. Не слишком ли высокая цена за удовольствие попить сладкую газировку?
Так, 16,3 процента мальчиков и 17 процентов девочек в возрасте шести — девяти лет ежедневно употребляют сахаросодержащие напитки. Эти цифры верны и для городских, и для сельских детей. Вдумайтесь в них: младший школьный возраст, ежедневное употребление... Что будет с этими детьми дальше, какой железный организм способен выдержать эту лавину бесполезных калорий? Но ведь есть еще дети, которые пьют газировку часто (четыре и более дня в неделю), в 2015-м их было 22,5 процента, всего через пять лет, в 2020 году, таких стало уже 30,8 процента!
Всемирная организация здравоохранения рекомендует сократить потребление свободных сахаров до уровня менее чем 10 процентов от общего потребления калорий с дополнительной пользой от дальнейшего сокращения до менее пяти процентов от общего потребления калорий. Так вот, количества сахара, содержащегося даже в самой маленькой (330 мл) банке газировки, вполне достаточно ребенку, чтобы вый-ти по лишним калориям далеко в плюс. Он же не собирается компенсировать их за счет отказа от пищи? Сладкие газированные напитки не имеют абсолютно никакой пищевой ценности, они не нужны в человеческом рационе, они только вытесняют из него нужные и полезные продукты.
Однако индустрия напитков в Казахстане цветет и пахнет! В 20182023 годах продажи сахаросодержащих напитков увеличились на 50 процентов. Вот бы у нас производство молока росло такими темпами! Рост потребления газировки и рост заболеваемости диабетом — практически две параллельные линии на графике. Медицинские мероприятия здесь бессильны, есть только одно радикальное средство — акциз. Цена на напитки с высоким содержанием сахара должна хоть немного отпугивать покупателя.
Сегодня дополнительные налоги на сахаросодержа
Все наши ближайшие соседи акциз на сахаросодержащие напитки ввели уже давно — 7 рублей с литра в Российской Федерации, 500 сумов в Узбекистане и аж 100 сомов в Кыргызстане. Почему же Казахстан оказался на положении белой вороны? Ответ прост: потому что индустрия безалкогольных напитков яростно защищает свою прибыль.
Кстати, интересный момент, на конференции «Атамекен» многие защитники индустрии снова и снова заявляли, что «запреты не работают», «запреты только приведут к росту контрабанды», «запретами проблему не решить». Стоп! А при чем тут запреты? Речь же идет о введении акциза, Минздрав и не собирался ничего запрещать!
Ларчик просто открывался: годом ранее те же самые люди на подобных же конференциях выступали против запрета вейпов, твердили о «снижении вреда на 95 процентов» и «разумной альтернативе курению».
Поэтому, попав в привычную колею, они по инерции продолжали приводить старые табачные аргументы, хотя тема обсуждения уже сменилась. Есть такая профессия — индустрию защищать! Очень, кстати, востребованная профессия!
На подобных обсуждениях фронт-группы производителей напитков по понятной причине всегда находятся в большинстве. И всегда фонтанируют идеями, одна другой креативнее:
Не надо вводить акцизы на сахаросодержащие напитки! Давайте лучше все вместе гнобить производителей кондитерских изделий! Они тоже сахар кладут!
Не надо вводить акцизы! Вместо этого разработаем 15-летнюю программу развития нутрициологии в Казахстане!
Только не акцизы! Лучше проведем глобальное научное исследование влияния уровня сахара на продолжительность спячки бурых медведей в берлоге во всемирно-историческом масштабе!
Идей много, есть и довольно любопытные. Одно лишь непонятно: почему нельзя ввести акцизы и параллельно заняться санитарным просвещением населения, разработкой здорового питания для школьников, маркировкой продуктов или строительством спортивных площадок в каждом дворе? Разве это взаимоисключающие предложения? Или после введения акцизов заниматься этими замечательными проекта
Впрочем, посланцам индустрии надо отдать должное — рыданий по поводу неминуемого краха производства и тысяч потерянных рабочих мест стало заметно меньше. Видимо, жаловаться на злую судьбу на фоне выпуска 2,4 миллиарда литров сладких газированных напитков в год (умопомрачительные 120 литров на каждого казахстанца, включая грудных младенцев) уже становится неуместным.
Индустрия просто тянет время. Ведь 70 процентов продающейся в Казахстане газировки — бренды всего двух всем известных транснациональных компаний. Неужели они у себя на Западе никогда не сталкивались с требованиями снизить содержание сахара? Они полностью в курсе событий и трендов, есть у них наготове и альтернативные низкокалорийные напитки, и несахарная стратегия развития. Но индустрии выгоднее гнать уже раскрученные рекламой сахарные растворы — настолько долго, насколько мы им это позволим. Время работает на них.
Но зато время работает против Казахстана. Нам придется подумать о дополнительном закупе инсулина, аппаратов гемодиализа, сердечных стентов и глюкометров. Каждый день промедления оплачен жизнями наших сограждан. Сладкая жизнь индустрии напитков имеет очень горькое послевкусие для многих казахстанцев.