Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Акциз на газировку
ОбществоЗдоровье/Медицина

Акциз на газировку

Сладкая жизнь убивает казахстанцев

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» провела конференцию по вопросу введения акциза на сахаросодержащие напитки. Первые залпы предстоящей битвы уже прозвучали. С одной воюющей стороны находятся Министерство здравоохранения, Национальный центр общественного здоровья и немногочисленные общественники. С другой — могучая индустрия газированных напитков и огромное множество ее фронт-групп и ставленников. 

Логика Минздрава проста — Боливар не вынесет двоих. Эти двое — ожирение и сахарный диабет. Ожирение также ведет к целому букету сердечно-сосудистых заболеваний, и все это является следствием свойственного многим казахстанцам неправильного питания и нездорового образа жизни. Количество больных растет с такой катастрофической скоростью, что Минздрав скоро уже не сможет спасать их — ни организационно, ни финансово. Таблетками это не лечится, надо кардинально сокращать потребление хотя бы самых вредных продуктов. В первую очередь сахаросодержащих газированных напитков. 

Благодаря прогрессу медицины инфекции уже не выкашивают население. Подавляющие 84 процента смертности дают неинфекционные заболевания (НИЗ) — сердечно-сосудистые, хронические респираторные, диабет, рак. Могилу себе мы копаем ножом и вилкой, попыхивая сигаретой и прихлебывая из бокала. Затраты на лечение неинфекционных заболеваний составляют 0,3 триллиона тенге (!), из них на диабет приходится 436 миллиардов тенге, или почти миллиард долларов США! 

Однако ежегодные затраты Минздрава — лишь верхушка айсберга. Потери для экономики, связанные со снижением производительности труда, превышают государственные затраты на здравоохранение в 6,5 раза и составляют 2 триллиона тенге в год. В целом текущий ущерб, наносимый НИЗ экономике Казахстана, составляет 2,3 триллиона тенге в год, что эквивалентно 4,5 процента годового ВВП страны. 

Исследования, проведенные Казахской академией питания, показали, что средняя распространенность избыточной массы тела среди взрослого населения страны (от 15 лет и старше) составила 29,7 процента у женщин и 33,9 процента у мужчин (в среднем 31,8 процента), ожирения — 25,8 процента у женщин и 15,3 процента у мужчин (в среднем 20,55). Каждый пятый ребенок в возрасте шести — девяти лет в Казахстане имеет избыточный вес или ожирение. Вы думаете, дети слишком много сидят перед компьютером? Тогда откуда взялись 17,5 процента не в меру упитанных детей в сельской местности, где и интернет неважный, и хлопот по хозяйству гораздо больше? А это все кола и прочие сладкие газированные напитки, вы легко найдете их в любом поселке в каждой захудалой лавке! 

Катастрофически растет количество больных сахарным диабетом — прирост составляет до 39 тысяч новых случаев заболевания в год, или по 100 человек ежедневно. За последние 18 лет (2005 — 2023) в Казахстане число диабетиков выросло в четыре раза и достигло 440 тысяч человек. Причем следует учитывать, что у сахарного диабета второго типа очень высокая латентность. Огромное количество больных не подозревает о своем заболевании, не обследуется и в поле зрения врачей попадает лишь тогда, когда у них развиваются необратимые осложнения — вплоть до слепоты и необходимости ампутации конечностей. 

Однако самое страшное, что заболеваемость сахарным диабетом среди детей до 15 лет в Казахстане за период с 2015 по 2022 год увеличилась на 66 процентов. У этих ребят очень плохой прогноз как по продолжительности жизни, так и по ее качеству. Не слишком ли высокая цена за удовольствие попить сладкую газировку? 

Так, 16,3 процента мальчиков и 17 процентов девочек в возрасте шести — девяти лет ежедневно употребляют сахаросодержащие напитки. Эти цифры верны и для городских, и для сельских детей. Вдумайтесь в них: младший школьный возраст, ежедневное употребление... Что будет с этими детьми дальше, какой железный организм способен выдержать эту лавину бесполезных калорий? Но ведь есть еще дети, которые пьют газировку часто (четыре и более дня в неделю), в 2015-м их было 22,5 процента, всего через пять лет, в 2020 году, таких стало уже 30,8 процента! 

Всемирная организация здравоохранения рекомендует сократить потребление свободных сахаров до уровня менее чем 10 процентов от общего потребления калорий с дополнительной пользой от дальнейшего сокращения до менее пяти процентов от общего потребления калорий. Так вот, количества сахара, содержащегося даже в самой маленькой (330 мл) банке газировки, вполне достаточно ребенку, чтобы вый-ти по лишним калориям далеко в плюс. Он же не собирается компенсировать их за счет отказа от пищи? Сладкие газированные напитки не имеют абсолютно никакой пищевой ценности, они не нужны в человеческом рационе, они только вытесняют из него нужные и полезные продукты. 

Однако индустрия напитков в Казахстане цветет и пахнет! В 20182023 годах продажи сахаросодержащих напитков увеличились на 50 процентов. Вот бы у нас производство молока росло такими темпами! Рост потребления газировки и рост заболеваемости диабетом — практически две параллельные линии на графике. Медицинские мероприятия здесь бессильны, есть только одно радикальное средство — акциз. Цена на напитки с высоким содержанием сахара должна хоть немного отпугивать покупателя. 

Сегодня дополнительные налоги на сахаросодержащие напитки (импортная пошлина, акциз, адвалорный налог) ввели уже 115 государств. Поскольку среди них богатейшие страны мира (ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Оман) и благополучные страны Европы, то понятно, что пополнение бюджета (правительству лишь бы с народа деньги драть!) тут все же не главное. Хотя доходность акциза на сладкие газированные напитки по размеру сопоставима с акцизами на алкоголь и сигареты. 

Все наши ближайшие соседи акциз на сахаросодержащие напитки ввели уже давно — 7 рублей с литра в Российской Федерации, 500 сумов в Узбекистане и аж 100 сомов в Кыргызстане. Почему же Казахстан оказался на положении белой вороны? Ответ прост: потому что индустрия безалкогольных напитков яростно защищает свою прибыль. 

Кстати, интересный момент, на конференции «Атамекен» многие защитники индустрии снова и снова заявляли, что «запреты не работают», «запреты только приведут к росту контрабанды», «запретами проблему не решить». Стоп! А при чем тут запреты? Речь же идет о введении акциза, Минздрав и не собирался ничего запрещать! 

Ларчик просто открывался: годом ранее те же самые люди на подобных же конференциях выступали против запрета вейпов, твердили о «снижении вреда на 95 процентов» и «разумной альтернативе курению». 

Поэтому, попав в привычную колею, они по инерции продолжали приводить старые табачные аргументы, хотя тема обсуждения уже сменилась. Есть такая профессия — индустрию защищать! Очень, кстати, востребованная профессия! 

На подобных обсуждениях фронт-группы производителей напитков по понятной причине всегда находятся в большинстве. И всегда фонтанируют идеями, одна другой креативнее: 

  • Не надо вводить акцизы на сахаросодержащие напитки! Давайте лучше все вместе гнобить производителей кондитерских изделий! Они тоже сахар кладут! 

  • Не надо вводить акцизы! Вместо этого разработаем 15-летнюю программу развития нутрициологии в Казахстане! 

  • Только не акцизы! Лучше проведем глобальное научное исследование влияния уровня сахара на продолжительность спячки бурых медведей в берлоге во всемирно-историческом масштабе! 

Идей много, есть и довольно любопытные. Одно лишь непонятно: почему нельзя ввести акцизы и параллельно заняться санитарным просвещением населения, разработкой здорового питания для школьников, маркировкой продуктов или строительством спортивных площадок в каждом дворе? Разве это взаимоисключающие предложения? Или после введения акцизов заниматься этими замечательными проектами будет уже никому не интересно? 

Впрочем, посланцам индустрии надо отдать должное — рыданий по поводу неминуемого краха производства и тысяч потерянных рабочих мест стало заметно меньше. Видимо, жаловаться на злую судьбу на фоне выпуска 2,4 миллиарда литров сладких газированных напитков в год (умопомрачительные 120 литров на каждого казахстанца, включая грудных младенцев) уже становится неуместным. 

Индустрия просто тянет время. Ведь 70 процентов продающейся в Казахстане газировки — бренды всего двух всем известных транснациональных компаний. Неужели они у себя на Западе никогда не сталкивались с требованиями снизить содержание сахара? Они полностью в курсе событий и трендов, есть у них наготове и альтернативные низкокалорийные напитки, и несахарная стратегия развития. Но индустрии выгоднее гнать уже раскрученные рекламой сахарные растворы — настолько долго, насколько мы им это позволим. Время работает на них. 

Но зато время работает против Казахстана. Нам придется подумать о дополнительном закупе инсулина, аппаратов гемодиализа, сердечных стентов и глюкометров. Каждый день промедления оплачен жизнями наших сограждан. Сладкая жизнь индустрии напитков имеет очень горькое послевкусие для многих казахстанцев. 

Читайте в свежем номере: