Правила дорожного движения призваны сделать трафик упорядоченным и безопасным. А за их нарушение в зависимости от степени провинности предусмотрено наказание — от административной ответственности вплоть до уголовной. Однако практика показывает, что порядка можно добиться не только кнутом, но и пряником.
В конце прошлой недели в рамках форума «Развитие городской мобильности в Казахстане», прошедшего в Астане, была озвучена весьма необычная для нашей страны идея. Ее суть заключена в премировании законопослушных водителей. В частности, на одной из сессий генеральный директор Sergek Group Евгений Ким предложил внедрить системы поощрения водителей за безопасное вождение.
«В Сингапуре внедрена система поощрения водителей, соблюдающих правила дорожного движения. Водители, не имеющие нарушений в течение определенного периода, получают скидки на страховые полисы и другие льготы. В Канаде страховые компании предлагают программы, поощряющие водителей за безопасное вождение. Используя телематические устройства или мобильные приложения, страховщики мониторят стиль вождения клиента. Водители, демонстрирующие аккуратное и безопасное поведение на дороге, могут получить скидки на страховые премии, достигающие 25 процентов. Это стимулирует безопасное поведение на дорогах и снижает количество ДТП», — отметил Ким.
И действительно, если постоянно находиться под угрозой, в данном случае получения штрафа, рано или поздно может выработаться иммунитет. И здесь приведенный Кимом опыт может оказать гораздо больший эффект, чем очередное повышение суммы штрафа. Какие преференции есть у казахстанских водителей? Собственно, никаких. Разве что можно выделить классовость в автостраховании. Автомобилисты, имеющие высокие классы (11, 12, 13), присваиваемые за безаварийную езду, за полис платят меньше, чем новички или те, кто часто попадает в аварии. Но, опять же, это не поощрение, а лишь отсутствие какого-либо «наказания» в виде дополнительной финансовой нагрузки, не более того. Стоит провиниться, и класс сразу понижается, после чего на возвращение прежнего статуса может потребоваться не один год.
То есть здесь просматривается определенного рода несправедливость: страховые компании зарабатывают больше за счет нарушителей ПДД и новоиспеченных водителей, при этом не лишаются ничего, если в числе клиентов исключительно дисциплинированные водители.
Из выступления спикера особенно понравилась идея с отслеживанием стиля вождения, когда человек осознанно старается придерживаться спокойного стиля, понимая, что «на финише» его ждет награда в виде 25-процентной скидки. Другое дело, что в Казахстане большинство компаний являются частными и вряд ли окажутся в восторге от такого предложения. Но ведь есть и другие источники. Например, государство в силах повлиять на сумму ежегодного налога. Ездишь без ДТП — сумма снижается, не нарушаешь ПДД в течение года — получи дополнительную скидку. Чем не стимул?
Отметим, что накануне в Восточно-Казахстанской области сотрудники полиции провели акцию, в рамках которой поощрили автомобилистов, не допустивших ни одного нарушения правил дорожного движения в 2024 году.
«Законопослушным водителям вручили благодарственные письма и памятные подарки, среди которых детские удерживающие устройства. Подобные инициативы будут продолжены», — говорится в сообщении polisia.kz.
Вот уж действительно, всем новостям новость. Жаль, что носит она не страновой и регулярный, а локальный характер. В мире подобный опыт применяется на протяжении двух десятков лет, правда, в странах ближнего зарубежья такой практике почему-то не дают ходу. Еще в 2023 году российские чиновники озвучивали аналогичную инициативу. В частности, было предложено создать специальную лотерею для законопослушных водителей, фонд которой по задумке должен был формироваться из штрафов, уплаченных правонарушителями. Это не какое-то ноу-хау, а опыт, позаимствованный у Европы. Ранее в Швеции была реализована программа Speed Camera Lottery, которая основана на описанном выше принципе. В результате проведенной кампании средняя скорость автомобильного потока на участке снизилась на 22 процента. Как впоследствии показал опрос шведских водителей, желание получить пусть небольшое, но денежное вознаграждение для них оказалось даже большим стимулом, чем риск быть оштрафованным. Показатель просто невероятный, однако его оказалось недостаточно для убеждения российских законодателей, и предложение зависло.
Между тем к процессу можно было бы подключить и агрегаторов такси. У большинства из тех брендов, которые представлены в Казахстане, уже есть готовые решения, правда, реализованные в других странах. В частности, за аккуратное вождение водителю начисляются дополнительные балы, которые он может потратить на АЗС, в точках общепита или сервисах самого агрегатора. Помимо соблюдения скоростного режима в счет идет резкость ускорений и торможений, а также частот перестроений из ряда в ряд. В свою очередь злостных нарушителей сервис сначала предупреждает, потом повышает цены, что снижает конкурентоспособность, а если водитель продолжит игнорировать ПДД, то и блокирует доступ.
В общем, вариантов много, рабочие схемы уже обкатаны, вопрос только в том, прислушаются слуги народа к такому предложению или нет. Что, собственно, и послужит индикатором поставленной задачи: истинная цель — это наведение порядка или же денежные поборы в виде штрафов?