Алматинского физрука обвинили в систематических побоях школьников. По словам потерпевшего, учитель занимается рукоприкладством по отношению к нему и его одноклассникам.
Учили дисциплине...
Видеообращение опубликовали в соцсетях. Мальчик признается, что от избиений у него болят ребра и живот.
«Он ударил меня по ребрам, у меня сейчас болят все ребра — уже четвертый день, живот, возле живота. Когда он меня ударил, он мне сказал, что если я пожалуюсь, он мне даст «шапалак». Он выворачивает руки всем моим одноклассникам, кто не берет форму, и всем угрожает так. Я уже боюсь идти в школу, потому что думаю, он может мне что-то сделать», — говорит пострадавший школьник.
В полиции рассказали о начале проверки. «Департамент полиции Алматы сообщает, что по данному факту УП Алатауского района проводится проверка. Будут приняты меры в соответствии с законодательством РК», — сказала официальный представитель ДП города Алматы Салтанат Азирбек.
Очевидно, это не первый инцидент в стране, когда те, кому доверяют детей, поднимают на них руку.
В январе 2024 года в Сети распространилось видео, на котором видно, как учительница одной из школ Мангистауской области заставляет учеников начальных классов вытягивать руки, а потом бьет по ним указкой. Видео жестокого наказания детей распространилось в соцсетях. Авторы постов сообщили, что это произошло на мероприятии 15 января.
Как оказалось, действие происходит в одной из частных школ Мунайлинского района. На кадрах учитель начальных классов ходит по кабинету и бьет малышей указкой. Таким образом, судя по всему, она пыталась учить детей тишине и спокойствию. Сама педагог объяснять свои методы не стала. Известно, что после скандала ей объявили строгий выговор и она уволилась по собственному желанию. Журналисты выяснили, что стаж работы учителя всего четыре месяца.
«На учителя был составлен протокол об административном правонарушении, а также назначена дисциплинарная мера «строгий выговор» согласно основному приказу. Сообщаем, что 17 января педагог уволилась по собственному желанию», — сообщили в пресс-службе управления образования Мангистауской области.
Ранее жительница Жезказгана обвинила школьного учителя в избиении сына. После полученной травмы, по ее словам, у девятиклассника образовалась гидроцефалия. Женщина возмутилась, что вместо уголовного дела заведено административное производство.
Так почему же учителя бьют и оскорбляют учеников и что с этим делать?
Один в поле воин
В 2021-м вопрос буллинга со стороны учителей уже стоял на повестке. Тогда эксперты обсудили методы решения этой проблемы.
В 2019 году в Казахстане был принят Закон «О статусе педагога» и соответствующие меры по сокращению трудовой нагрузки, в 2020-м министр образования подписал приказ, в рамках которого во всех регионах были созданы советы по педагогической этике. Тем не менее для предотвращения учительского буллинга этого недостаточно, признают в Министерстве образования и науки РК.
«Ведется работа в части правовой регламентации данного негативного феномена и планируется разработка правил профилактики буллинга среди несовершеннолетних, которые будут охватывать вопросы проявления буллинга в учительской среде», — сообщил главный эксперт Комитета по охране прав детей МОН РК Тимур Кастуганов.
«Педагог уважает честь и достоинство ученика, родителя, людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними». И если учитель нарушил установленную норму, можно обратиться в Совет по педагогической этике. Однако, как отметила педагог-психолог алматинской гимназии No 21 Алена Дмитриева, советы эти фактически не работают.
«Я провела неофициальный опрос среди знакомых в нескольких школах, и оказывается, ни родители, ни дети, ни сами педагоги не знают о существовании этих советов. Для того чтобы эти советы работали, нужно о них рассказывать. Рассказывать о положениях этических правил», — говорит педагог-психолог.
Практикующий психолог и психоаналитически ориентированный психотерапевт Александр Скуртул, в свою очередь, отметил, что у нас понимание педагогической практики очень механистичное, будто учитель — это инструмент, воздействующий на предмет.
Также он отметил, что психологические, биографические и генетические факторы будущего преподавателя нужно учитывать не только при приеме на работу, но еще при поступлении в педагогический вуз.
Казусы с учителями происходят от отсутствия умений, чувства собственного бессилия и очень высокой внутренней агрессии, которая должна куда-то прорываться. Учителей жалко — их фактически выпустили против стада бизонов с одним только даром убеждения.
Казахстанские тренеры по детской безопасности отмечают, что в нашем обществе насилие «во благо» воспринимается как норма. У родителей в приоритете знания, развитию личности не придается такого же значения. У детей часто отбирают право на ошибку, а за успеваемостью не видят человеческой личности. Поэтому вешаются ярлыки, стигмы, обидные клички. Сами учителя провоцируют буллинг.
Твердые личные границы — залог безопасности ребенка. Детям нужна тренировка защиты личных границ. Как можно позволять себя унижать, не выпускать в туалет, водить по классам и стыдить. Дети не умеют защищать свое достоинство, и чаще всего сами родители не способны это продемонстрировать. Подготовка ребенка к школе сводится к «развивашкам». В итоге дети месяцами и
А раньше молчали?
Другая сторона вопроса состоит в том, что похожие эксцессы были и в 80-е, и в70-е, и даже в 60-е годы. Но это не попадало в прессу.
Конечно, это не оправдывает агрессию учителей, однако определенно говорит о том, как изменилось сознание граждан.
Так что дело не в вопросе «Кто виноват?». Виноваты все, считают эксперты. Вопрос в том, что делать. А делать нужно много. Это и усиление психолого-медико-педагогических служб, и разгрузка учителей, которые захлебываются.
Быстро эту проблему не решить, она требует постепенных шагов со всех сторон. Но начинать разбираться надо.
Если обратить внимание, то среди пострадавших нет старшеклассников, максимум — ученики средних классов. То есть привязываются к «мелким». Это история про «я могу тебя ударить, и мне за это ничего не будет».
У учителей часто есть абсолютная власть. И если перед нами учитель с большим стажем, нередко это означает, что человек давно оторвался от реальности и парит в небесах собственной непогрешимости, а вокруг него все меньше людей, которые могут ему сказать, что он делает что-то не то.
Как только в сознание войдет мысль о том, какие будут последствия – например, уволят или даже посадят, возможно, ситуация сразу изменится. И способы взаимодействия, и вежливые слова найдутся.
Фото из открытых источников