Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
От руки полезнее
ОбществоОбразование

От руки полезнее

Писать от руки полезнее, чем печатать на клавиатуре. Таков вывод группы норвежских ученых, опубликовавших результаты своего исследования в журнале Frontiers in Psychology. Они проанализировали работу нейронных сетей, лежащих в основе двух способов письма.

Испытанию подверглись 36 студентов университета. Их мозговую активность регистрировали с помощью высокочастотной электроэнцефалографии 256 датчиками на голове. Оказалось, что письмо от руки активнее воздействует на различные структуры мозга, что приводит к его большей связности и лучшему обучению по сравнению с печатанием на клавиатуре.

Участники эксперимента многократно писали от руки и печатали слова, появляющиеся на экране. При письме они пользовались цифровой ручкой — наподобие такой, какой рисуют современные художники, а при наборе текста нажимали на клавиши. Анализ показал, что по сравнению с механическим набором при ручном письме в мозгу возникают более сложные и разветвленные сигналы. Это полезно при обучении, поскольку широко распространенные мозговые связи имеют решающее значение для формирования памяти и кодирования новой информации.

Исследователи отмечают, что, хотя участники использовали цифровые ручки, результаты останутся такими же при использовании обычной ручки и бумаги, так как различия в мозговой активности связаны с моторикой проработки букв при письме от руки и более активным вовлечением органов чувств. Наоборот, многократное нажатие на клавишу менее стимулирует мозг. Ученые подчеркивают, что в современном мире цифровые технологии важно применять сбалансированно. В том числе учебу детей необходимо ориентировать на контекст и задачу, а также комбинировать способы письма.

Исследование норвежцев в пользу рукописи — далеко не первое в своем роде. На ее буквально целебный эффект еще в ХХ веке обратили внимание психологи. Их пациенты, приучившие себя ежедневно записывать свои впечатления и чувства на протяжении 15-30 минут, ощущали заметную пользу для физического и психического здоровья, будь то снижение стресса или даже повышение иммунитета.

На исходе века, в 1999 году, широкий резонанс в научном мире получила до сих пор часто цитируемая публикация в журнале Journal of Traumatic Stress. В ней на обширном статистическом материале показано, что записи о стрессовом жизненном опыте именно от руки, а не на компьютере, приносят раскрепощенность и терапевтическую пользу.

Даже то, что от руки человек пишет, как правило, медленнее, чем набирает на клавиатуре, на поверку оказывается преимуществом, что было доказано, в частности, в том же журнале Psychological Science еще в 2014 году. В этой публикации рассказано, что писавшие от руки учащиеся получали более высокие оценки, чем те, кто предпочитал ноутбук.

«Основным преимуществом рукописных заметок было то, что они замедляли, — отмечал соавтор исследования, профессор психологии в Университете Карнеги-Меллона Даниэль Оппенгеймер. — Писавшие от руки делали это недостаточно быстро, чтобы записывать слово в слово, и были вынуждены формулировать услышанное своими словами, а для этого им надо было погружаться в воспринимаемый материал и по-настоящему понимать преподносимый текст, что и помогало лучше усвоить знания».

Снижение скорости при письме от руки обладает и другими преимуществами. По словам Оппенгеймера, поскольку печатание происходит быстро, оно заставляет использовать более узкий словарь. А письмо от руки дает больше времени на подбор подходящего слова, что может способствовать лучшему самовыражению. Ученый также считает, что в определенных ситуациях заметки от руки помогают установить более тесные связи. «Врач, записывающий симптомы от руки, может достичь большего взаимопонимания с пациентами, чем врач, который вводит данные в компьютер», — приводит пример Оппенгеймер.

Письмо от руки также может улучшать запоминание новой информации. Исследованием 2017 года в Frontiers in Psychology установлено, что связанные с обучением области мозга более активны, когда задание выполняется от руки, а не на клавиатуре. То есть рукописный текст может способствовать «глубокому кодированию» новой информации, чего не происходит за клавиатурой.

«Рисуя букву от руки, мы выводим каждый ее элемент штрих за штрихом, в процессе чего задействуются нейронные пути в мозге, которые проходят рядом с участками, управляющими эмоциями, или через них, — комментирует эти не утрачивающие актуальности публикации профессор педагогики в Вашингтонском университете Вирджиния Бернингер. — Нажатие одной клавиши на клавиатуре — это совершенно иная задача, которая затрагивает другие пути прохождения сигнала в мозге. Вполне возможно, что формируемые при этом соединения не относятся таким же образом к части мозга, отвечающей за эмоции».

Вирджиния Бернингер также считает, что письмо от руки улучшает восприятие информации, обучение и когнитивное развитие таким образом, какому не способствует клавиатура. В этом Бернингер сходится со многими коллегами, отмечающими, что во многих случаях онлайн-взаимодействие оказывается неприятным.

Читайте в свежем номере: