В Казахстане планируют повысить эффективность нового формата фиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) с помощью «усиления» тактики скрытого патрулирования. В чем преимущества и недостатки этого нововведения?
Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, в январе — октябре текущего года в результате дорожно-транспортных происшествий в стране пострадали 29,5 тысячи человек. Это практически вдвое больше, чем годом ранее. За десять месяцев 2023 года пострадавших в результате аварий было 14,5 тысячи. Число погибших за аналогичный период также увеличилось с 1,9 тысячи человек годом ранее, до 2,1 тысячи в текущем году.
В свою очередь, в МВД пояснили, что столь большой скачок в статистике обусловлен изменением критериев подсчета пострадавших. Прежде «в зачет» шли пострадавшие с медицинским подтверждением, сейчас же учитывают все ДТП, неважно, есть вред здоровью или нет.
Действительно, при таких входных условиях не совсем корректно сравнивать данные текущего и предыдущего годов, во всяком случае по части пострадавших. Но выросло и число погибших, а тут, по какой методике ни пересчитывай, рост смертей налицо.
Ключевыми причинами ДТП, как и прежде, полицейские называют несоблюдение скоростного режима, правил обгона и разметки. Именно на эту группу правонарушителей и направленны нововведения. Сейчас по дорогам страны ездит более 250 полицейских автомобилей с системами автоматической фиксации. Их видно издалека, чем умело пользуются некоторые водители: увидев транспорт органов правопорядка, тут же сбрасывают скорость, а как только полицейская машина исчезнет из поля видимости, они вновь выжимают педаль газа.
Как раз здесь и должна проявить себя тактика скрытого патрулирования. Она подразумевает, что экипажи передвигаются на автомобилях без маркировки и фиксируют нарушения ПДД в автоматическом режиме. То есть с водителями такие патрули не взаимодействуют, а информация о штрафах автоматически поступает в процессинговые центры, потом нарушителям посредством уведомлений.
Этот пилотный проект уже прошел проверку летом текущего года в Атырауской области, где, по понятным причинам, себя зарекомендовал положительно. Теперь, как сообщает polisia.kz, в рамках инициативы МВД РК началась установка автоматизированных систем фиксации нарушений ПДД на автомобили скорой помощи и общественного транспорта.
«Проект преследует цель повышения контроля за дорожным движением и снижения числа правонарушений, связанных с транспортным потоком. Ключевая задача проекта — улучшение безопасности на дорогах путем оснащения транспортных средств системами автоматической фиксации нарушений. Эти устройства будут мониторить поток транспорта, фиксировать правонарушения и способствовать укреплению порядка на дорогах. Ожидается, что реализация проекта позволит значительно сократить количество ДТП и повысить общую культуру поведения участников дорожного движения», — говорится в сообщении подведомственного издания.
В идеальных условиях скрытое патрулирование представляется хорошим инструментом, который должен в значительной степени оздоровить трафик. Особенно если данная практика будет проецироваться на всю страну, а не только на одну область. Но, судя по отзывам автомобилистов, есть в этом вопросе ряд неоднозначных моментов.
Главный из них — качество дорог. Автолюбители отмечают, что по всей стране на многих дорогах есть участки, которые представляют реальную угрозу для жизни. Из-за колеи и других дефектов машину в буквальном смысле может бросить в ту или иную сторону. А если это будет встречка? Тут тебе и лобовое столкновение, и летальный исход. Даже если повезет и на встречной полосе не будет транспорта, это явное нарушение ПДД.
На эту тему в прошлом году были опубликованы любопытные цифры. В мировом рейтинге стран по качеству дорог Казахстан занял лишь 93-е место. Это ниже показателей Таджикистана, Армении, Грузии и Азербайджана. Во время парламентских слушаний по развитию регионов сенатор Серик Шайдаров сообщил, что в Казахстане только 52 процента дорог находятся в хорошем состоянии. Также чиновник сообщил, что 66 процентов дорог имеют только одну полосу в каждом направлении. С одной стороны, это увеличивает риски ДТП, с другой — дает возможность для разного рода махинаций.
В сети часто можно слышать мнение о так называемых подставных автомобилях. Пример. На дороге с одной полосой в одном направлении чередуются между собой участки со сплошной и прерывистой линией. Пунктир дает разрешение на обгон, сплошная — нет. И как-то так случается, что некий автомобиль, который на участке с пунктиром двигался со скоростью потока, сбрасывает скорость вдвое на участке, где начинается затяжная сплошная линия. При этом он не прижимается к обочине, чтобы дать возможность другим обогнать его без нарушений, и не ускоряется, собирая километровый хвост, что, собственно, и провоцирует водителей на обгон с нарушением. А дальше, как говорится, дело техники: скрытое патрулирование или полицейские-коптеры фиксируют «злостных» нарушителей.
Возможно, это просто городская легенда, но говорят о ней так часто, что она все больше похожа на реальность.
Другой важный момент — чистота проводимой работы. В прошлом месяце в Карагандинской области произошел показательный случай, который заставляет задуматься не только о точности измерительных приборов, но и о справедливости системы как таковой.
На ютуб-канале опубликовано видео пользователя Ivan Varankin, где он четко и пошагово описывает произошедшее.
«Системой «Оракул-Мегакам» зафиксировано нарушение мной скоростного режима. Однако в моменте «нарушения» мое ТС двигалось с разрешенной скоростью. 18.10.24 подано заявление с ходатайством об аннулировании штрафа. К заявлению приложено видео», — написал автор.
Автомобиль «нарушителя» оборудован камерами, которые пишут все происходящее спереди и сзади. Из записи четко видно, что его автомобиль в момент фиксации двигался со скоростью 80 километров в час. Также отчетливо видно, что на том же отрезке его обгоняли другие машины, но штраф пришел законопослушному гражданину.
Самое неприятное в этой ситуации то, что аннулировать штраф полицейские отказались. «Инстанция, выписавшая протокол, отказала в ходатайстве об отмене протокола. Даже видео смотреть не стали. Подан иск в административный суд», — дополнил публикацию Ivan Varankin 18 ноября текущего года.
Налицо явная халатность сотрудников МВД, ведь, если верить видеозаписи, на ней есть все необходимые данные: дата, время, координаты и скорость. Можно допустить, что автоматика дала сбой и зафиксировала не ту машину, тогда на этапе подачи ходатайства штраф сразу должны были аннулировать. Здесь же получается, что человек, соблюдающий ПДД, должен бегать по судам и доказывать свою невиновность из-за несовершенных ноу-хау, введенных МВД, и некомпетентности отдельно взятых сотрудников.
В таком случае не совсем понятно, какова истинная цель внедрения новых технологий: действительно наведение порядка на дорогах или создание нового инструмента для пополнения бюджета через нечестные штрафы? Ведь далеко не у всех автолюбителей машины оборудованы камерами с GPS, которые дают основание оспорить выписанный штраф. Правда, как оказалось, и такой комплект не дает стопроцентной уверенности, что правосудие будет на твоей стороне.