Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Когда медицина не во благо
ОбществоЗдоровье/Медицина

Когда медицина не во благо

Что делать с медицинскими отходами в Казахстане

На недавнем правительственном заседании серьезно обсуждалась тема промышленных и бытовых отходов. Однако отходы медицинского характера, которые представляют ничуть не меньшую опасность для окружающей среды, упомянуты не были. Чем и озаботились депутаты Мажилиса Парламента РК в своем очередном депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра РК Ермека Кошербаева. 

В частности, обеспокоенность по поводу текущего состояния системы обращения с медицинскими отходами выразила мажилисвумен Вера Ким, которая в своем депутатском запросе сообщила о состоянии дел, выявленных в результате анализа ситуации.

По ее словам, во-первых, это отсутствие эффективного контроля и необходимой инфраструктуры, когда медицинские отходы, потенциально опасные источники инфекций и токсичные загрязнители утилизируются с серьезными нарушениями. 

— Так, фиксируются случаи накопления отходов на свалках, сжигания без фильтрации, транспортировки и хранения без должного учета, а также обнаружения вблизи жилых зон и на нелегальных свалках, — утверждает Ким.

Во-вторых, неконтролируемое сжигание медицинских отходов приводит к выбросу в атмосферу диоксинов, фуранов и тяжелых металлов, обладающих высокой токсичностью и канцерогенными свойствами. 

— Длительное воздействие этих веществ вызывает онкологические заболевания, поражение дыхательной и иммунной систем, негативно сказывается на здоровье людей, — говорит депутат. 

В-третьих, недостаточный контроль и пробелы в регулировании привели к фактическому отсутствию целостной и безопасной системы утилизации.

— Например, тот же мораторий на проверки позволил недобросовестным компаниям складировать отходы незаконно. При этом некоторые подрядчики, получившие госзаказы, минимизируют расходы за счет нарушения норм утилизации, — добавляет мажилисвумен. 

И четвертое — это отсутствие единой цифровой платформы для отслеживания движения отходов, что создает условия для приписок и сокрытия данных. 

— Зачастую невозможно отследить, были ли отходы утилизированы по правилам или выброшены незаконно, — полагает Вера Ким. 

Кстати, отдельную проблему представляет утилизация таких отходов в сельской местности. Потому как медицинские организации в отдаленных районах не имеют лицензированных мощностей поблизости, что вынуждает их хранить отходы длительное время или перевозить на значительные расстояния. Нарушение сроков хранения и недостаточная подготовка персонала к безопасному обращению с отходами усугубляют ситуацию.

Осложняет процесс также и разобщенность контроля. Дело в том, что Минздрав курирует медучреждения, в которых образуются отходы, а Минэкологии — деятельность утилизирующих компаний. При этом санитарные службы не могут проверять лицензии утилизаторов, а экологи — инспектировать больницы. Плюс отсутствие единых требований и стандартов к деятельности утилизаторов усложняет процесс качественного закупа данных услуг, а существующая система тарифообразования позволяет недобросовестным компаниям «выигрывать» конкурсы, что приводит к появлению отходов в несанкционированных местах.

— Между тем в зарубежной практике существует довольно успешный опыт решения этих проблем. Например, в Японии применяется электронный манифест, интегрированный в национальную информационную систему JWNET, и RFID-метки для контроля контейнеров. Эта система позволяет в реальном времени отслеживать перемещение отходов и предотвращать нарушения.

Депутат предлагает разработать и внедрить цифровую систему мониторинга, аналогичную японской, для фиксации каждого этапа обработки отходов — от медицинского учреждения до утилизации. 

— Это позволит надзорным органам оперативно контролировать движение отходов, и обеспечит прозрачность данных, необходимых для планирования мощностей. При этом каждый контейнер должен быть оснащен уникальным штрих-кодом или RFID-меткой для упрощения отслеживания. А еще необходимо увеличить количество и улучшить качество объектов утилизации, особенно в сельских районах, назначить ответственных операторов для централизованного вывоза медицинских отходов и разработать график сбора от фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий. И именно государство должно субсидировать эти транспортные рейсы, чтобы стимулировать компании к данной работе, в том числе и в отдаленных регионах, — заключила Вера Ким.

Читайте в свежем номере: