На недавнем правительственном заседании серьезно обсуждалась тема промышленных и бытовых отходов. Однако отходы медицинского характера, которые представляют ничуть не меньшую опасность для окружающей среды, упомянуты не были. Чем и озаботились депутаты Мажилиса Парламента РК в своем очередном депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра РК Ермека Кошербаева.
В частности, обеспокоенность по поводу текущего состояния системы обращения с медицинскими отходами выразила мажилисвумен Вера Ким, которая в своем депутатском запросе сообщила о состоянии дел, выявленных в результате анализа ситуации.
По ее словам, во-первых, это отсутствие эффективного контроля и необходимой инфраструктуры, когда медицинские отходы, потенциально опасные источники инфекций и токсичные загрязнители утилизируются с серьезными нарушениями.
— Так, фиксируются случаи накопления отходов на свалках, сжигания без фильтрации, транспортировки и хранения без должного учета, а также обнаружения вблизи жилых зон и на нелегальных свалках, — утверждает Ким.
Во-вторых, неконтролируемое сжигание медицинских отходов приводит к выбросу в атмосферу диоксинов, фуранов и тяжелых металлов, обладающих высокой токсичностью и канцерогенными свойствами.
— Длительное воздействие этих веществ вызывает онкологические заболевания, поражение дыхательной и иммунной систем, негативно сказывается на здоровье людей, — говорит депутат.
В-третьих, недостаточный контроль и пробелы в регулировании привели к фактическому отсутствию целостной и безопасной системы утилизации.
— Например, тот же мораторий на проверки позволил недобросовестным компаниям складировать отходы незаконно. При этом некоторые подрядчики, получившие госзаказы, минимизируют расходы за счет нарушения норм утилизации, — добавляет мажилисвумен.
И четвертое — это отсутствие единой цифровой платформы для отслеживания движения отходов, что создает условия для приписок и сокрытия данных.
— Зачастую невозможно отследить, были ли отходы утилизированы по правилам или выброшены незаконно, — полагает Вера Ким.
Кстати, отдельную проблему представляет утилизация таких отходов в сельской местности. Потому как медицинские организации в отдаленных районах не имеют лицензированных мощностей поблизости, что вынуждает их хранить отходы длительное время или перевозить на значительные расстояния. Нарушение сроков хранения и недостаточная подготовка персонала к безопасному обращению с отходами усугубляют ситуацию.
Осложняет процесс также и разобщенность контроля. Дело в том, что Минздрав курирует медучреждения, в которых образуются отходы, а Минэкологии — деятельность утилизирующих компаний. При этом санитарные службы не могут проверять лицензии утилизаторов, а экологи — инспектировать больницы. Плюс отсутствие единых требований и стандартов к деятельности утилизаторов усложняет процесс качественного закупа данных услуг, а существующая система тарифообразования позволяет недобросовестным компаниям «выигрывать» конкурсы, что приводит к появлению отходов в несанкционированных местах.
— Между тем в зарубежной практике существует довольно успешный опыт решения этих проблем. Например, в Японии применяется электронный манифест, интегрированный в национальную информационную систему JWNET, и RFID-метки для контроля контейнеров. Эта система позволяет в реальном времени отслеживать перемещение отходов и предотвращать нарушения.
Депутат предлагает разработать и внедрить цифровую систему мониторинга, аналогичную японской, для фиксации каждого этапа обработки отходов — от медицинского учреждения до утилизации.
— Это позволит надзорным органам оперативно контролировать движение отходов, и обеспечит прозрачность данных, необходимых для планирования мощностей. При этом каждый контейнер должен быть оснащен уникальным штрих-кодом или RFID-меткой для упрощения отслеживания. А еще необходимо увеличить количество и улучшить качество объектов утилизации, особенно в сельских районах, назначить ответственных операторов для централизованного вывоза медицинских отходов и разработать график сбора от фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий. И именно государство должно субсидировать эти транспортные рейсы, чтобы стимулировать компании к данной работе, в том числе и в отдаленных регионах, — заключила Вера Ким.