В Казахстане с каждым годом становится все больше платных автомобильных дорог. Несколько таких участков будут введены и в текущем году. Так, с 22 февраля 2025 года плату берут за использование автодорог до границы с Россией из Костаная и Актобе (ну и в противоположном направлении, разумеется).
Вот только платят не все, и не только на этих конкретных участках — вообще не платят. Система позволяет. Поэтому государство планирует переделать правила. При регистрации транспортного средства владелец авто будет обязан погасить долг, прежде чем снять ТС с учета. То есть без оплаты проезда по платным автодорогам машину попросту нельзя будет продать, как и в случае с непогашенными штрафами.
Существующая система оплаты за проезд по платной автодороге позволяет безнаказанно за него не платить. Красноречивые цифры: сейчас сумма задолженности за проезд по платным автомобильным дорогам составляет 6,4 миллиарда тенге, из нее по резидентам — 3,5 миллиарда.
Как же так? Ведь, напомним, в КОАП предусмотрен штраф за несвоевременную оплату за проезд по платным автомобильным дорогам (статья 628). А неоплаченные штрафы при перерегистрации авто необходимо заплатить. Так, казалось бы, зачем улучшать правила?
Дело в том, что добровольная оплата должна быть произведена в течение 30 дней (статья 893 КОАП). Но если оператор платной дороги вовремя (на восьмой день) не отправит материалы в уполномоченный орган, это уже нарушение процедуры. А именно, пункта 24 Приказа и. о. министра по инвестициям и развитию РК от 26 марта 2015 года № 318 "Об утверждении Правил взимания платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования республиканского значения (участку)".
А оператору оно зачем — собирать материалы и своевременно отправлять их в полицию? Оператор платной автодороги — не государственный орган. И штраф пойдет не ему в карман, а в казну. Отсюда и отсутствие рвения, и промедление. А через два месяца, напоминаем, истекает срок давности по такого рода штрафам (статья 62 КОАП). При этом, повторимся, какие-либо проверки у шлагбаумов не предусмотрены (слабовато сопряжение баз или еще что…). Как результат, нарушители избегают взысканий.
Вот в качестве инструмента воздействия для взыскания долга за проезд по платным дорогам законодатель и предлагает новое правило: при регистрации и перерегистрации транспортного средства владелец авто будет обязан погасить долг прежде, чем снять ТС с учета.
Уточняем особо: погасить не штрафы по статье 628 КОАП за несвоевременную оплату за проезд по платным автомобильным дорогам, которые идут в доход государству. Которые, как уже говорилось, не всегда начисляются, а через два месяца истекает срок их взыскания. А оплатить задолженность перед оператором, срок исковой давности по которой по общему правилу составляет три года.
Эта поправка вместе с другими предложена депутатами Мажилиса в рамках проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реформирования дорожной отрасли", который внесен в палату 14 февраля 2025 года.
Вот как звучит этот новый пп. 8) в пункт 1 статьи 68 Закона РК "О дорожном движении": "Основаниями для отказа в государственной регистрации транспортного средства или изменении регистрационных данных транспортного средства являются... наличие задолженности за проезд по платным автомобильным дорогам (участкам) общего пользования республиканского и международного значения".
Какая от изменений выгода государству? Сложно сказать. Собирать больше штрафов сама по себе поправка не позволяет. К слову, это и не является целью административных взысканий, как иногда может показаться, когда смотришь на размеры штрафов...
Следующий момент: хотя платные дороги и являются предметом государственно-частного партнерства, реально государство получит их в свое владение лишь через 20 лет — установленный законом срок использования дорог на платной основе. К тому моменту, очевидно, трассе потребуется капитальный ремонт, цена которого будет приближаться к укладыванию нового дорожного полотна.
Поэтому есть догадка, что нововведения пролоббированы операторами платных дорог, которые, как видим, теряют немалые деньги. Тем более что платных участков вводится с каждым годом все больше. А значит, потери неизбежно вырастут, если не принять мер.
Альтернатива для Казахстана
Как было выше сказано, с 22 февраля 2025 года вступают в силу приказы министра транспорта РК, устанавливающие платный порядок использования автодорог на участках Костанай — граница Российской Федерации (на Троицк) и Актобе — граница РФ (на Оренбург).
Есть нюансы. Обе трассы, имея две полосы для движения — по одной в каждую сторону — относятся ко II (и частично к III) транспортной категории. А потому движение легковых автомобилей останется бесплатным.
Ставки же оплаты для других ТС утверждены в приложениях к приказам министра транспорта № 39 (дорога на Оренбург) и № 40 (на Троицк). Суммы разнятся — участок на Оренбург составляет более 82 километров, на Троицк — в два раза длиннее, 163 километра. Кроме того, размер платы зависит от того, внесена плата заранее (с последующим автоматическим списанием) или постфактум. Ну и, конечно, от категории ТС.
Так, например, стоимость проезда в одну сторону по участку Актобе — граница РФ (на Оренбург) для водителей грузовиков грузоподъемностью от 15 тонн по предоплате составит 2580 тенге, по постоплате — 3040 тенге.
Остальные условия для РК обычные: останавливаться возле постов со шлагбаумами не нужно, оплата сразу за весь участок без деления на отрезки и километры. Исключительно безналичный расчет.
Для местного автотранспорта предусмотрен абонемент, удешевляющий проезд на порядки. Напомним, исходя из смысла пп. 1) статьи 5-1 Закона РК "Об автомобильных дорогах" для принятия решения об использовании автомобильной дороги (участка) на платной основе необходимо наличие альтернативной дороги. Соответственно, у населенных пунктов, примыкающих к платной дороге, такой альтернативы нет. А значит, предусмотрены льготы (хотя по логике проезд должен быть вообще бесплатным).
Здесь уместно вернуться к вопросу: а кому выгодны платные автодороги? Государству, как убедились, никакого профита нет. А вот концессионерам (чьи интересы и представляют операторы)… Тем — да! А народу? Обычным гражданам-автолюбителям?
Отношение автолюбителей к платным трассам противоречивое, особенно если на платном дорожном полотне вдруг оказываются изъяны. Напомним, основанием для создания платных участков является статья 5 Закона РК "Об автомобильных дорогах", в пункте 2 которой говорится, что "плата за проезд по автомобильным дорогам (участкам) вводится при выполнении условия повышенного качества проезда с обеспечением высокой, безопасной скорости движения транспорта на всем их протяжении".
Понятно, что "повышенное качество" невозможно без должного обслуживания. Поэтому деньги, полученные от взимания платы за проезд, идут в числе прочего на расходы, связанные с содержанием и ремонтом платных дорог. А вот насколько своевременно и в должной мере идут — это другой вопрос, нередко возникающий у автолюбителей.
Понятно, что "идея" платных дорог как "альтернатива" общедоступной, при этом более качественной (но только чуть-чуть) сети, позаимствована Казахстаном с Запада. Но есть нюанс.
Та же Европа насыщена дорожками, дорогами и автобанами как жизнь бывалого марафетчика. Из пункта А в пункт Б добраться можно тысячей разных объездных путей, при этом не сильно делать крюк и не очень много потеряв в комфорте. И значит, альтернатива обеспечена априори. Поэтому бери, кто хошь (но не за просто так, конечно), подержанный автобан, подшуруди его маленько, обнови фосфоресцирующей краской разметку и взимай дорожную мзду.
У нас — совсем другое дело. Дорог на такую огромную территорию крайне мало. Советский Казахстан в 60-70-е годы прошлого века (когда и возникла местная дорожная сеть) стремительно превращался из пасторально-аграрной провинции в научно-индустриальный полигон. Посреди степи на пустом месте в одночасье вырастали космодромы, электростанции, заводы-гиганты, даже целые города. Соответственно, дороги прокладывались в единственном экземпляре на сотни километров. Которые затем пришли по известным причинам в запустение. И в лучшем случае они латаны-перелатаны. Можно ли их в таком контексте считать приличной альтернативой проложенным спустя 70 лет трассам?
И главный вопрос, который возникает у путника, который въезжает на платный участок: ведь я уже заплатил налоги, из которых государство по идее и должно оплачивать создание необходимой инфраструктуры.
Справедлив же вопрос, особенно на фоне перманентно растущих этих самых налогов...
Возможно, из этих соображений (чтоб подсластить пилюлю) законопроектом предусмотрена и другая новелла.
Хорошая новость: если раньше деньги, взимаемые за пользование платными дорогами, могли расходоваться лишь на ремонт платных дорог, то теперь их также планируется использовать и на ремонт обычных дорог, не относящихся к платным. Это новый пп. 5) в пункт 5 статьи 5 Закона РК "Об автомобильных дорогах".
Поэтому назовем эту симпатичную норму 555. Если, конечно, она останется в финальном тексте документа, когда закон примут.
Фото Талгата Галимова