Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоОбразование

Что у кого взять?

Вопросы казахстанского высшего образования

Система национального высшего образования сильно изменилась за последние 33 года. Вслед за другими странами бывшего СССР и всего социалистического блока Казахстан очень быстро разочаровался в прежней советской системе. За достаточно короткий, по историческим меркам, срок произошел отход от регулируемой системы планирования образования в сторону либеральной болонской системы. 

Болонская система представляет собой масштабную инициативу, направленную на создание единого европейского пространства высшего образования. Ее цель — обеспечить сопоставимость и признание академических степеней и периодов обучения в различных странах. При этом переход с одной системы на другую всегда считался очень сложной процедурой. Важно понимать, что недостаточно сократить срок обучения на один год. Речь идет о полной реконструкции учебных планов, уменьшении академических часов и повсеместном введении различных гуманитарных дисциплин, что зачастую может оказать негативное воздействие, если речь идет, например, о сугубо технических специальностях. 

Советская система высшего образования, конечно, имела как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, она обеспечивала высокий уровень подготовки специалистов в различных областях, способствовала развитию науки и техники. С другой — ее чрезмерная централизация и отсутствие гибкости ограничивали академическую свободу и инновации. 

Все начинается с фундамента

Поводом для размышлений о концептуальной важности пути развития собственной системы образования явился доклад Министра науки и высшего образования Казахстана Саясата Нурбека о проведенной работе за первое полугодие. 

Кроме намеченных планов по развитию сфер IT и искусственного интеллекта, в докладе фигурирует сравнение различных систем высшего образования, а также поиск своей собственной системы на базе международного опыта. 

Так, в направлениях развития высшего образования выделено несколько главных пунктов. Среди них доступность высшего и послевузовского образования, опережающее кадровое обеспечение, развитие инфраструктуры и цифровой архитектуры высшего образования, интернационализация высшего и послевузовского образования, обучение в течение всей жизни, развитие науки, а также так называемая третья миссия университета. 

При этом неоднократно указывается, что модель опережающего кадрового обеспечения, реализуемая в КНР, Сингапуре и Южной Корее, является приоритетной для Казахстана. Согласно этой модели, подготовка кадров основана на долгосрочном прогнозировании развития экономики. Возьмем для примера китайскую систему. Высшее образование в Китае всегда было тесно связано с государственными планами развития экономики. Образовательные программы разрабатываются с учетом потребностей различных отраслей и регионов. Особое внимание уделяется подготовке специалистов в областях науки, технологий, инженерии и математики. Это связано с тем, что именно эти области считаются ключевыми для инновационного развития страны. Такой приоритет был установлен китайским правительством, основываясь исключительно на анализе потребностей рынка. В каком-то смысле это и является продвинутой системой планирования. 

Что касается других моделей высшего образования, то у нас в стране их несколько, особенно если речь идет об иностранных вузах. Точный список иностранных вузов, реализующих свои программы в Казахстане, постоянно меняется. Однако среди наиболее известных партнеров казахстанских вузов можно назвать университеты из США, Великобритании, Франции, Германии, России и стран СНГ. 

В целом интернационализация и международные рынки — одно из главных направлений развития не только образовательной системы, но и всего государства в целом. Иностранные вузы выбирают Казахстан из-за большого рынка образовательных услуг, географического положения, а также относительно неплохой государственной поддержки. 

Мы сделали небольшой анализ по этой теме и опросили исследователей, ученых и руководителей филиалов. 

У кого берем? 

«В 2010 году Казахстан стал полноправным участником Европейского пространства высшего образования (Болонская система), поэтому основные преимущества западной системы уже имплементированы в системе высшего образования страны. Так, основными преимуществами являются мобильность студентов и признание результатов обучения на всем Европейском пространстве. Студенты Казахстана могут выезжать на обменные, двудипломные программы, при этом их учебные достижения (оценки по дисциплинам) будут признаны и зачтены европейскими вузами, что позволяет приобретать нашим студентам ценный международный опыт», — говорит Асель Арын, проректор по академическому развитию AlmaU. 

Она также подчеркнула, что имплементация и расширение академической свободы студентов, появление выбора элективных дисциплин и модулей являются главными преимуществами западной системы: «В западной системе уже давно практиковалось разделение программ на Major (основная специальность) и Minor (дополнительная специализация), где студент, обучающийся по одной образовательной программе, например, «менеджмент», мог выбрать дополнительную узкую специализацию. К примеру, по финансам и приобрести дополнительные востребованные навыки. Буквально пять лет назад программы Minor редко предлагались вузами Казахстана, но сейчас больше вузов стали предоставлять возможность своим студентам приобретать микроквалификации и дополнительные навыки через программы Minor». 

Стоит отметить, что оценка учебной нагрузки студентов осуществляется в кредитах. Один кредит соответствует определенному объему учебной работы. Эта система позволяет студентам планировать свое обучение и переходить между учебными заведениями. Университеты получают большую степень свободы в разработке учебных программ и организации образовательного процесса. А что с другой стороны? 

Мы спросили мнение руководителя филиала российского национального исследовательского ядерного университета МИФИ, который находится на базе КазНУ имени аль-Фараби, Аскара Давлетова. 

«Российская система образования во многом осталась советской. Та система считалась одной из лучших в мире. До сих пор инженеры, которые обучались по советской системе, занимают ведущие места во всех университетах по всему миру. Если в нескольких словах, философия такая: к нам придут учиться студенты, мы будем преподавать им все, что они должны знать, мы их будем обучать. Мы будем с них требовать, чтобы они все необходимые экзамены сдали, или они будут отчислены. У Болонской системы концептуально другая система: к нам придут студенты на обучение, мы чему-то их научим, но в основном они должны обучаться сами. Это основной навык, который они должны приобрести. Основной смысл — образование на протяжении всей жизни», — говорит он. 

При этом он подчеркнул, что, хоть российская система и приобрела черты болонской модели (бакалавриат, магистратура), она все еще остается советской изнутри. «Самое главное, на мой взгляд, что необходимо сделать — уйти в Болонской системе от экономии времени на преподавании. С другой стороны, это связано с расходами. От этого зависит качество подготавливаемых кадров. Чем больше у вас часов, тем выше результат. Но увеличение выражается в деньгах», — сказал он. 

Наше будущее? 

Важно отметить, что развитие образования напрямую влияет на экономический рост, повышая производительность труда, стимулируя инновации и создавая новые рабочие места. В свою очередь, экономический рост обеспечивает ресурсы для развития образовательной системы. Хорошими примерами служат образование в КНР и экономический рост. 

«Архаичная экономическая модель, в рамках которой достижение целевых макроэкономических показателей обеспечивалось за счет сверхдоходов от получения природной ренты и которой мы злоупотребляли на протяжении длительного периода времени, к сожалению, не была использована для структурной модернизации национальной экономики. Сегодня лидируют страны, которые способны осваивать новейшие знания, создавать высокие технологии, конкурировать в области искусственного интеллекта и оперирования Big-Database, получая интеллектуальную ренту, доля которой в цене современной продукции и услуг может превышать 50, а то и 70 процентов. Интеллектуальная рента представляет собой результат синергетического взаимодействия науки, капитала и труда», — говорит профессор университета «Туран» Ренат Габдуллин. 

Он также подметил, что необходимо использовать текущие глобальные изменения для ускоренного развития нашей страны за счет концентрации на перспективных технологиях и обеспечения долгосрочного финансирования. 

«Можно с уверенностью утверждать, что особенностями развития современной экономики являются бесконечность и научно-технический прогресс как главный фактор ее роста, он будет перманентно генерировать новые научные и технические знания, порождающие новые технологии и инновации. Произойдут большая интеллектуализация производства, внедрение экологически чистых и безотходных технологий, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве сфер и непрерывному образованию в большинстве профессий. В итоге произойдет трансформация от «общества потребления» к «интеллектуальному обществу», — заключил профессор. 

Читайте в свежем номере: