Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Ты свободна?
ОбществоСемья

Ты свободна?

Как живется сегодня женщине “освобожденного Востока” в Казахстане

Какой должна быть современная казахстанская женщина: покорной и битой либо независимой и общественно активной? Этот вопрос сегодня волнует казахстанское общество, разделив его на два лагеря: традиционалистов и либералов, считают эксперты. 

Между прошлым и будущим 

Казахстану, который позиционирует себя лидером в Центрально-Азиатском регионе по уровню развития экономики и который в течение вот уже более 30 лет заявляет о своей открытости и приверженности всему новому и прогрессивному, тем не менее все есть еще над чем поработать, считают эксперты, особенно в той части, которая касается положения женщин в обществе. 

Как уже ранее писало «НП», более половины мужчин, опрошенных в ходе обширного социологического исследования при поддержке ООН, считают, что имеют право оскорблять, унижать и запугивать женщин. В одном из крупнейших мегаполисов на юге Казахстана в городе Шымкенте каждый второй мужчина считает, что физическое насилие в отношении женщины допустимо. Более 60 процентов женщин подвергаются приставаниям на работе. И это не полный перечень представленных в отчете данных. 

«Сегодня в Казахстане происходит настоящая борьба мнений между традиционалистами и ультралибералистами. Борьба старого с новым видением о том, какой же должна быть современная казахская женщина: покорной или независимой», — заявила в интервью активистка за права женщин в республике, магистр международного права Айгерим Кусаинкызы. 

По ее словам, традиционалисты уверены в том, что предоставление женщинам еще больших прав — это все прозападное, которое противоречит казахским традиционным ценностям. Они уверены в том, что женщина не должна работать, не говоря уже об ее участии в политике. 

«Но самое ужасное, что так называемые «традиционалисты» считают, что муж вполне может поднять руку на жену, если вдруг она посмеет ему возразить. И, что больше всего меня возмущает, — об этом говорят не просто среднестатистические мужчины, а депутаты Мажилиса (нижняя палата Парламента), то есть законотворцы», — сказала Кусаинкызы. 

Так, в ходе обсуждения законопроекта о криминализации бытового насилия в стенах Парламента депутат Мажилиса (нижняя палата) Анас Баккожаев заявил, что женщины сами виноваты в том, что провоцируют домашних тиранов. 

«С чего начинаются конфликты? Конечно, из-за длинного языка женщины... К сожалению, мы все дальше уходим от казахского воспитания», — заявил депутат. 

Казахстанские активистки назвали такое заявление откровенно сексистским, которое недопустимо в цивилизованном обществе, где за такое высказывание можно было бы поплатиться своим депутатским креслом. 

«Такая ситуация, когда законотворцы обвиняют жертву, а не абьюзера, говорит о полном незнании элементарных прав человека и о том, что все еще мало женщин допущено к разработке законов, которые бы защищали их права. Аналогичная ситуация и в органах власти, где женщины выполняют лишь самую сложную неблагодарную работу, но не допущены к реальному управлению», — добавила Айгерим. 

Многоженство и архаизация казахстанского общества 

Активистка уверена, что вопрос соблюдения прав женщин и радикализация современного казахстанского общества взаимосвязаны.

«У меня вызывает большую тревогу тот факт, что число так называемых «трационалистов», рьяно выступающих против равноправия женщин в республике, год от года растет», — сказала она. 

«Почти половина мужского населения страны под маркой «возрождения национальных традиций и моральных ценностей» ратует за внедрение «доколониального уклада» (досоветского. — Прим. автора), когда жена смотрела за детьми, ухаживала за мужчиной и его родителями, не смела думать о работе и молчала, если подвергалась побоям», — сказала активистка.

В казахстанском сегменте социальных сетей два месяца назад появился видеоролик, на котором жительница казахстанского города Атырау на день рождения своего супруга дарит ему токал (вторую жену. — Прим. автора). На видео женщина, будучи покрытой, поздравляет своего мужа с днем рождения и показывает ему большую коробку, из которой вылезает 23-летняя девушка, которая также покрыта. Жена при этом заявляет, что ее муж достоин второй жены. 

«К сожалению, сегодня мы видим, как многие публичные личности, в первую очередь сами женщины, среди которых известные певицы или модели, открыто заявляют, что будут не против, если муж приведет в дом вторую жену», — подчеркнула Айгерим. 

Несмотря на то, что Казахстан является светским государством и многоженство законом запрещено, социолог и доктор международного права Халида Ажигулова считает, что корни такой ситуации лежат в законодательной реформе, которая была осуществлена еще в 1997 году, спустя пять лет с момента обретения республикой независимости. 

«Удивительным образом в рамках реформы 1997 года в законодательстве исчезли многие важные статьи по защите женщин от насилия и принуждения и защите прав женщин, которые присутствовали в Уголовном кодексе Казахской ССР 1959 года. Так, согласно статье 107 в нынешнем виде у нас многоженство не является уголовным преступлением. Тем временем, если в соседних Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане многоженцам грозит большой срок, у нас рай для религиозных радикалов и коррупционеров во власти. Хоть каждый год бери себе в жены молоденьких токалок», — заявила Ажигулова. 

Айгерим Кусаинкызы считает, что борьба старого традиционно-архаичного мышления с современными взглядами и веяниями путем дискуссий и диалога поможет казахстанскому обществу в конце концов принять и сформировать новые традиции, адекватные времени. 

«Все знают, что через Казахстан пролегал Великой Шелковый путь и в течение многих веков через нашу степь проходили люди многих национальностей. Я верю, что казахский народ, который всегда был открыт новому извне, сумеет сохранить свои исконные ценности, которые соответствуют общечеловеческим. Но для этого нужно время», — считает активистка. 

Читайте в свежем номере: