Инвалидность — это не только физическое или психическое ограничение, но и сложная социальная проблема, с которой сталкиваются миллионы людей в мире. Несмотря на прогресс в медицине и технологиях, люди с инвалидностью продолжают сталкиваться с социальными барьерами, ограничивающими их участие в обществе.
Поводом задуматься о существующих проблемах стал II социальный форум “Время возможностей”, который прошел 3 декабря в Алматы. Он объединил разных людей с инвалидностью для обсуждения важных вопросов инклюзивного общества. Основной темой мероприятия стала “Архитектура современного инклюзивного общества”. Мировые и казахстанские эксперты, представители общественных организаций и государственных структур обменивались идеями и опытом успешных проектов, направленных на решение социальных проблем.
“Сегодняшний форум проводится в рамках международного дня лиц с инвалидностью. С чем сталкиваются эти люди, с какими трудностями — с образованием, в социальной среде — все эти вопросы мы сегодня обсудим в рамках форума, — сказал руководитель Управления занятости и социальных программ города Алматы Бауржан Жаубасов. — В Алматы проживает более 56 000 людей с инвалидностью, и для каждого из них мы стараемся создать условия для социализации в обществе. В этом году был увеличен парк инватакси, подключен агрегатор “Яндекс.Такси” для перевозки лиц с ограниченными возможностями. Проводится масштабная работа по паспортизации объектов города. Реализуются разного рода социальные проекты, решаются вопросы трудоустройства и создания доступных, комфортных рабочих мест”.
Со стороны виднее
“Самая большая проблема для инвалидов на креслах-колясках — это, конечно, просто выйти из дома. В некоторых домах нет даже пандусов... Это уже второй ежегодный форум. В прошлом году форум был по социальным работникам. По итогам прошлой встречи был принят закон о социальном предпринимательстве. Сейчас идет масштабная работа по благоустройству города с адаптацией для инвалидов. Автобусный и троллейбусный парки пополняются транспортом исключительно со специальными пандусами и поручнями”, — сказал председатель Алматинского городского общества лиц с инвалидностью Улан Инкарбеков.
Прогуливаясь по городу, порой действительно кажется, что у нас нет жителей с инвалидностью. Такому крутому наклону, что имеют пандусы, позавидуют и американские горки. Ну и куда без старых-добрых рельс, которые то слишком узкие, то слишком широкие. Сразу вспоминается история, произошедшая в соседнем Башкортостане в 2013 году, когда на торжественном открытии подземного перехода у остановки “Юношеская библиотека”, на котором присутствовали журналисты и репортеры, был даже Президент республики. Внезапно оказалось, что по рельсовому пандусу нельзя спустить детскую коляску — рельсы расставлены слишком широко...
Подобная проблема есть и в нашем городе. Например, на станциях метро. Да, есть специальные лифты, но они предусмотрены только на шести станциях из 11 имеющихся. Пандусы, как и положено, слишком крутые и не позволяют самостоятельно заехать или выехать из метро. Проблема с детскими колясками все так же актуальна, отчего родители носят детей на руках. Из всего следует, что маломобильным гражданам просто жизненно необходима чья-то помощь... Причем помощь человека физически сильного, ведь не всякий сможет поднимать 80-90-килограммового человека по пандусу с крутым углом наклона по нескольку раз на дню.
Оттого и выходит, что все виды пандусов и подъемов чаще пользуются популярностью у молодежи, катающейся на самокатах или велосипедах. Действительно, крутые склоны как будто бы для них и создавались. Ну тут, как говорится, со стороны виднее...
Трудовая интеграция и образование
Сегодня, когда общество стремится к инклюзивности и равенству, люди с инвалидностью все еще сталкиваются с серьезными трудностями в области трудовой интеграции и образования. Эти проблемы ограничивают не только самоутверждение и развитие индивида, но и приводят к упущенным возможностям для общества в целом.
“По статистике у нас, в Казахстане, более 700 000 людей с инвалидностью. У 45 процентов нет образования. Высшее образование по сравнению со школьным образованием является менее доступным. Не все вузы адаптированы”, — сказала Мадина Карсакпаева, специалист по инклюзии и разнообразию ПРООН в Казахстане.
Конечно, всякая система трудовой интеграции начинается с образования. Учебные заведения, несмотря на наличие законов о защите прав инвалидов, не всегда предоставляют необходимые адаптации для обучения. Недоступные здания, отсутствие аудио-, и видеоматериалов с подписями, неадаптированные учебники создают препятствия для получения качественного образования. Нехватка специализированных программ и квалифицированных преподавателей для обучения людей с инвалидностью ограничивает их возможности для получения высшего образования и последующей трудовой интеграции.
Современные технологии и нехватка трудовых ресурсов в IT-сфере открывают для людей новые возможности, в том числе и для людей с инвалидностью. Для таких работ вовсе не обязательно контактировать с людьми на ежедневной основе или регулярно ездить по городу. Необходимы совсем другие навыки. Например, компьютерная грамотность, навыки программирования или копирайтинга.
“Большинство людей с инвалидностью сидят дома. Иногда — на домашнем обучении, если есть какая-то социальная программа для интеграции. Если же нет, то они вынуждены сами бороться не только со своим недугом, но и с социализацией, — говорит Захира Бегалиева, директор фонда ITeachMe — центр развития компетенций. — Мир изменился... IT-мир открыл возможности для роста людям с инвалидностью. Мы взяли направление на обучение в диджитал-сфере для людей с инвалидностью. Наши курсы изучаются на трех языках: русском, казахском и языке жестов. Мы провели исследование, согласно которому около 52 процентов лиц с инвалидностью не владеют базовой компьютерной грамотностью. Соответственно в первую очередь мы обучаем этому, а затем — профессиональным навыкам в сферах программирования, копирайтинга и т.д.”.
Первая рука помощи
Чтобы выдержать и выжить под колоссальным прессом подобного бремени, конечно же, нужна поддержка. В первую очередь — семьи. Для этого, в частности, и ведутся информирование и образование самого общества. Ведь есть немало случаев, когда молодая семья отказывается от ребенка, едва узнав о врожденном недуге. Справедливости ради случаев, когда семья вместе с ребенком с инвалидностью борется не только с физическими проблемами, но и с социальными, мы знаем намного больше.
Человеческий потенциал неограничен, но только если дать ему раскрыться. Этим и занимаются семьи на микроуровне, а государства — на макроуровне. По крайней мере, так должно быть...
“Социальная адаптация — самая большая проблема. Эти люди — такая же часть общества, как мы с вами. Нужен более комплексный подход. Это проблема не местного, казахстанского, уровня, но глобального, — говорит Rahime Gokboga, представитель Фонда спастических детей из Турции. — Нужно больше специализированных учителей для людей с инвалидностью. Об этом сегодня говорила доктор PhD Динара Есимова. То есть больше социальных работников в том числе... Если говорить о людях с особыми нуждами, то шанс успешной интеграции зависит от того, насколько рано началось лечение и, собственно, интеграции и обучения. Мы занимаемся как раз с такими людьми. Что касается людей с инвалидностью, то здесь все куда сложнее”.
На форуме были выдвинуты ключевые предложения, которые будут включены в резолюцию и представлены акиму города и Правительству для рассмотрения.
Фото организаторов конференции