Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоПсихология

Сознание: обмани меня!

За время многолетней практики психологи обнаружили много уловок, которые помогают обмануть сознание большинства людей. Такие манипуляции нашим мозгом хорошо известны мошенникам, а некоторые из нас используют их бессознательно. 

Реверсивность. Понять эту уловку помогает анекдот: “В глубинке районный врач переживал из-за низких темпов вакцинации. На его участке были привиты только медработники. И тогда врач вывесил на дверях поликлиники объявление: “Вакцина только для евреев”. Местное население всполошилось: “Почему ж такая несправедливость? Остальным помирать, что ли?” В ответ врач “сдался” и “допустил” к прививкам всех, но предупредил, что всем вакцины не хватит. В поликлинике тут же выстроилась очередь. И в районе было привито более 90 процентов жителей. А последний еврей уехал из тех мест много лет назад”. 

Анекдот иллюстрирует реверсивную психологию. Когда дефицит чего-то, и это что-то как бы не хотят нам давать, мы тут же начинаем хотеть именно это. На эту уловку обращал внимание еще Пушкин: “Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей”. Эта манипуляция бывает действенной, чтобы, например, приучить ребенка к полезным, но не особо вкусным кашам. А современные маркетологи и мошенники истошно вопят о том, что скидки на “чудо-товар” или торговля им продлятся всего неделю, и осталось его всего несколько штук. 

Знакомый незнакомец. Суть эффекта состоит в том, что человек, который похож на кого-то, автоматически наследует в наших глазах черты характера этого знакомого. Например, если вам представляют нового бухгалтера, а он удивительно напоминает вам соседа дядю Петю, который отсидел в тюрьме за мелкое воровство, не будет у вас доверия к этому бухгалтеру. Но есть и обратный “бонус”: если вы хоть отдаленно напоминаете какого-нибудь героя, актера или известного спортсмена, то окружающие будут расположены к вам без особых усилий с вашей стороны. На этой же уловке строятся реклама и мошенничество в продвижении чего-то с привлечением публично известных персон. 

Пестрота отвлекает. Об этом эффекте хорошо осведомлены музейные работники, приученные всячески противостоять ему. Ведь если картину вешают в богатой раме, в окружении мебели из дворца, да еще на пестрые обои, то зрители перестают замечать ее красоту. Чтобы произведение оценили, глаз человека ничто не должно отвлекать. Поэтому “Джоконда” висит в одиночестве на однотонной стене, а фигуры моделей, демонстрирующих одежду, напоминают вешалки. Но эффект пестроты в имидже успешно используют представители богемы, чтобы скрыть недостатки внешности и характера. 

Завтра будет больше времени. Это бытовая иллюзия, с помощью которой мы часто обманываем себя. Сегодняшний день кажется просто сумасшедшим, да и вся неделя тоже. Но вот на следующей неделе наверняка будет куча свободного времени — вот тогда все и переделаем! Так пухнет корзина с предназначенной для стирки одеждой, пылятся кроссовки для бега, неоплаченная квитанция тонет в ворохе других бумаг... 

Иллюзия шапки-невидимки. С ней надо быть осторожнее. Ученые давно заметили, что сознание играет с нами злую шутку. Когда мы находимся в людных местах, то для психологического комфорта будто надеваем внутреннюю шапку-невидимку. То есть нам кажется, что нас никто не видит. С этим связано, например, задумчивое ковыряние в носу в общественном транспорте человека, забывающего, что окружающие могут запечатлеть его на смартфон, а затем выставить картинку в интернете. 

Зимняя спячка. Это эффект психологической защиты, когда человек оказывается в ситуации “надо немного потерпеть, и станет лучше”. В частности, ученые обнаружили эту особенность человеческого сознания на арктических станциях. Их работники буквально впадали в полусонное состояние. Реакции замедлялись, требовалось больше времени, чтобы выполнить те же самые задания. Однако параллельно точно так же замедлялась арктик-депрессия, а чувство отчаяния притуплялось. “Спячка” защищала зимовщиков от обострений, с которыми сложно справиться на арктической станции. Поэтому если зимой работоспособность снижается, возможно, это защитная реакция мозга, который не дает скатиться в “депресняк”. 

“Мы умнее, лучше, добрее”. Эта уловка человеческого сознания заключается в том, что люди втайне часто склонны считать себя, скажем так, малость умнее и ловче среднего уровня. Ученые провели эксперимент на владельцах личных автомобилей. Их спросили, как они оценивают свои навыки вождения. И не только 95 процентов самоуверенных американцев, но и 70 процентов скромных шведов ответили, что считают себя лучшими водителями, чем даже середнячки. Что, понятное дело, противоречит реалиям. 

Дальше — больше. Исследования в других сферах установили, что большинству людей кажется, что они гораздо добрее, общительнее и удачливее окружающих. А те, у кого есть любовные отношения, втайне уверены, что их роман более страстный и необыкновенный, чем у других. И, увы, приторные комплименты часто находят благодарных слушателей, которые им верят, как бы фальшиво лесть ни воспринималась со стороны. 

Читайте в свежем номере: