Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоПсихология

Инженерия душ

В современном мире на фоне быстрого технологического развития, глобализации и социокультурных изменений важность психологии становится неотъемлемой частью нашей жизни. Психология как наука о человеческом поведении и ментальных процессах играет ключевую роль в понимании себя, других людей и общества в целом. 

В Алматы Менеджмент Университете 10 ноября прошел Международный научно-практический семинар-тренинг на тему «Практическая психология в современном Казахстане: прикладной аспект когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии, психоанализа, транзактного анализа и интегративного подхода». Эксперты говорили как о важности ментального здоровья в человеческом обществе, так и о его чисто академическом изучении. 

Важность и научность 

Этимологически слово «психология», как часто говорят на вводных лекциях, состоит из двух греческих слов «душа» и «учение». Это сразу вводит в область дисциплины как научную составляющую, так и метафизическую. Довольно часто можно услышать о псевдонаучных притязаниях психологии. Якобы она совсем не помогает, а лишь запутывает человека. Жалобы на ментальное здоровье и желание обратиться к психологу часто вызывают недоумение в глазах рядового обывателя. «Психология не наука», «Психолог не врач», «Это бесполезно, лучше обратись к психотерапевту». 

«На самом деле психология — сложнейшая наука. Если мы говорим, что в других науках есть конкретные правила, цели и можно предугадывать и прогнозировать, как, например, в экономике, то поведение людей никак не спрогнозируешь, — подчеркивает PhD-кандидат в области экономики и менеджмента здравоохранения Аида Омир. — Знаете, с учетом тех кризисов и тех проблем, которые у нас сейчас случаются, все это решается психологией. Без психологии остальные науки, мне кажется, даже не могут существовать на самом деле. 

Потому что как раз-таки она помогает выстраивать межличностные отношения и коммуникации». 

Посещение психолога не обязательно должно быть связано с наличием серьезных проблем. Поиск помощи у него — это вложение в свои благополучие и качество жизни. Специалисты в этой области могут помочь в разрешении эмоциональных трудностей, межличностных отношениях, личном росте и самопознании, преодолении кризисных ситуаций, управлении стрессом, преодолении зависимостей и вредных привычек, а также в принятии решений и организационной поддержке. 

Хоть Альфред Нобель и не включил психологию в список премиальных дисциплин, в последующие годы многие психологи получали Нобелевскую премию в смежных областях. В их числе Иван Павлов, доказавший физиологическую основу психики в экспериментах с условными рефлексами; американский нейропсихолог Роджер Сперри, работавший над изучением связи между мозгом и сознанием; Даниэль Канеман, получивший премию в 2002 году за применение психологической методики в экономической науке. 

Гештальт-терапия и психоанализ
Если отношение к психологии в кругах обыденных как минимум скептическое, то вот что такое гештальт-терапия и психоанализ мы вообще можем почерпнуть только из западной культуры. На Западе, особенно в США, отношение к таким вещам вполне естественное. Считается плохим тоном не посещать психоаналитика, большинство семей среднего класса имеют своего семейного психолога. 

Оба направления имеют свои корни и в германской культуре. 

Гештальт-терапия на конференции была представлена кандидатом психологических наук, гештальт-терапевтом Тиллой Сактагановой и супервизором, основателем гештальт-терапевтического направления психотерапии в Республике Казахстан Дилярой Ихсановой. 

«Сейчас только ленивый не слышал такое выражение, как «закрыть гештальт». Что можно понимать под этим? Это осознание своих истинных потребностей — чего я хочу на самом деле? Это, по сути, поиск тех способов удовлетворения, которые будут наиболее эффективными для меня и помогут мне выстраивать отношения с другими людьми. Испытывая те или иные трудности, очень важно обращать внимание на то, как я выстраиваю отношения не только с другими, но и с самим собой», – говорит о терапии Диляра Ихсанова. Она также подчеркнула, что гештальт-терапия обращает внимание на физические ощущения и выражение эмоций через тело. Это помогает клиентам лучше понимать, как их тело реагирует на различные ситуации. 

Психоанализ оказал на западную культуру почти такое же влияние, как марксизм на восточную. Открытия Зигмунда Фрейда сейчас часто критикуют, однако его вклад в мировую психотерапию сложно переоценить. Еще в 1975 году психолог Ганс Айзенк заявил, что «фрейдизм так же мертв, как идея одержимости дьяволом, и что его методы лечения невротических симптомов следует предать забвению наравне с практикой изгнания бесов». Однако подобная терапия только трансформировалась в более современную форму. 

В чем же она заключается? Это форма психотерапии, основанная на теориях и методах, разработанных Зигмундом Фрейдом и его последователями. Они состоят из бесед, свободных ассоциаций, исследования сновидений. Все это — с фокусом на бессознательных процессах и внутренних конфликтах. Когда мы видим в фильме сцену, где человеку показывают черные пятна на белом фоне и просят сказать, что ему видится на этом «полотне», мы как раз наблюдаем такой вид терапии. 

Что имеем? 

Институт психоанализа в Казахстане пока еще не сильно развит, хотя положительная динамика наблюдается. Об этом рассказала в коротком интервью газете Анна Кудиярова — основоположник психоаналитического направления психологии в Республике Казахстан: «Лет 25 назад не то что казахстанцы, меня даже моя семья не понимала. Они практически отказали мне в поддержке, а нужны были деньги на учебу в Америке. Нужны деньги на поездку в Европу. На крайний случай в Москву надо лететь... Но я считала, что это очень нужное дело, и тогда первая идея была, что мне нужен психоанализ, чтобы спасать людей от онкологии. Я прочла статью о том, что в Германии такое делается. Для нас это с ума сойти... Словом человека от рака вылечили... А сейчас есть не только наша организация, Психоаналитическая ассоциация, но есть несколько других организаций, которые создали мои ученики, мои студенты». 

Более того, психоаналитическая работа не только удовлетворяет альтруистический и исследовательский интерес человека, но может быть неплохим источником заработка. Чему и был посвящен доклад, а позже — и мастер-класс Анны Кудияровой. По ее словам, психоаналитик может заработать 100 долларов за 45 минут. Она также подчеркнула, что перед покупкой подобной услуги в интернете у незнакомых людей нужно уточнять несколько важных вещей: «Нужно спрашивать у любого психолога, психотерапевта или психоаналитика имеет ли он свой личный анализ... Нужно спрашивать проходит ли предполагаемый специалист регулярные супервизии. Это тоже гарантия того, что человек оттачивает свой профессионализм. Нужно также спрашивать о профессиональной организации, в которой состоит этот человек... Скажем, присутствуют прекрасные знания, личный анализ и даже супервизии, но он не состоит ни в какой организации. О чем это говорит? Это говорит о том, что как коллега он очень неуживчивый... Он — отшельник. Да он профессионал, но он отшельник. Он далек от новостей, далек от повышения квалификации...» 

“Продолжайте не верить!”
Так ответила Анна Кудиярова на скепсис в отношении психоанализа и психотерапии: «Психоанализ — как высшая математика. В садик все должны ходить, в школу все должны ходить, в бакалавриат многие должны ходить, в магистратуру кто-то должен ходить, но в докторантуру-то считанные единицы идут... Психоанализ — как докторантура, как высшая математика». 

Фото организаторов конференции 

Читайте в свежем номере: