Родители учеников общеобразовательных школ Казахстана могут облегченно вздохнуть — учебный год завершается. Можно расслабиться. Но зато у пап и мам некоторых будущих первоклассников решение проблем, связанных с учебой, только начинается. Суть в том, что многие задаются вопросом: «Можно ли не отдавать ребенка в школу, а обучать на дому?». Почему он возникает? Что здесь не так? Попробуем выяснить, обратившись к специалистам государственных структур.
Можно дома, но не всем
Вряд ли кто будет спорить, что поводы для беспокойства, которые связаны с обучением детей в школе, у родителей возникают не на пустом месте. Повышенная тревожность у многих людей сегодня связана не только с неопределенностью в глобальном пространстве. Страхи также спровоцированы информацией о разных трагических случаях, которые происходят с детьми в стенах детсадов и средних школ.
Желание обезопасить детей от потенциальных угроз побуждает родителей искать альтернативные варианты обучения. Правда, некоторых вообще мало тревожит, в какой школе и каком формате будет учиться ребенок.
Как бы то ни было, в Министерстве просвещения РК, куда мы обратились за разъяснением, ответили, что согласно статье 27 Закона РК «Об образовании» в зависимости от содержания образовательных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности получения каждого уровня образования обучение осуществляется в форме очного, вечернего, заочного, онлайн-обучения и экстерната.
По закону родители имеют право выбирать организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка.
Что касается получения образования на дому, то это, по данным ведомства, разрешено для детей, у которых для этого есть медицинские показания.
К слову, в данное время 13 000 учащихся по стране получают домашнее обучение из-за проблем со здоровьем. По данным Минпросвещения страны, таких детей на дому посещают учителя из школы и проводят с ними уроки.
Также в ведомстве обратили внимание на тот факт, что на данный момент вопрос изменения правил выхода на домашнее обучение не рассматривается. О любых изменениях в этом вопросе сообщат заранее в соответствии с законодательством.
Для того чтобы узнать, с каким диагнозом дети могут обучаться на дому, надо обратиться к местным органам здравоохранения.
Буллинг, кибербуллинг, суицид...
Также тему безопасности детей 15 мая этого года затронул в своем выступлении на брифинге Службы центральных коммуникаций при Президенте РК вице-министр просвещения Едил Оспан.
Он сообщил, что в стране реализуется Комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023-2025 годы, куда вошел ряд важных инициатив.
«Ведется работа по развитию региональных центров психологической поддержки, что позволит обеспечить доступ детей к профессиональной психологической помощи», — добавил вице-министр.
По его информации, в контексте принятого недавно закона по вопросам обеспечения прав женщин и детей введены нормы, которые усиливают ответственность за любые проявления насилия над детьми.
«Также в рамках данного закона определены полномочия акиматов по созданию центров психологической поддержки. Очень важна роль службы психологической поддержки в решении проблем буллинга, кибербуллинга среди детей», — рассказал Едил Оспан на площадке СЦК.
Как продолжил вице-министр, для этого открыты центры психологической поддержки в 14 областях страны.
«Подобные центры будут открыты во всех областях. Кроме того, в каждой школе планируется ввести антибуллинговую программу, которая основана на передовом международном опыте. Она будет внедрена в пилотном режиме в 110 школах», — поделился информацией заместитель главы ведомства.
С его слов, для укрепления независимого правозащитного института в сфере охраны прав детей закреплен статус региональных уполномоченных по правам ребенка. Наряду с этим для предупреждения фактов насилия и принятия своевременных мер утверждена Методика по раннему выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, подвергшимся или ставшим свидетелями насилия, буллинга. В ней четко прописан алгоритм действий всех государственных органов и организаций.
Помимо этого, по данным вице-министра, в феврале текущего года для повышения уровня безопасности организаций образования расширены требования Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов образования в части включения в перечень частных организаций и организаций дополнительного образования.
Также в текущем учебном году проведено четыре заседания МВК по делам несовершеннолетних и защите их прав при Министерстве просвещения. На них в фокусе внимания были вопросы профилактики буллинга и насилия среди детей, правонарушений среди несовершеннолетних, вопросы безопасности детей в организациях образования и другие. По итогам приняты конкретные решения, даны указания государственным органам.
Безопасность детей в приоритете
В развитие темы хотелось бы напомнить, что нет проблем, которые нельзя решить. А для того, чтобы снизить градус тревожности, несмотря на то, что происходит вокруг, родителям полезно было бы сместить фокус внимания с негативных новостей в соцсетях на позитивные. Иными словами, перестать будоражить свою психику недостоверной информацией, «новостями», которые не имеют ничего общего с реальностью, и больше доверять сведениям официальных источников.
К слову, в Казахстане немало делается для защиты детей.
По словам председателя Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспановой, приоритетная задача государства — защитить детей от опасных ситуаций на улице, дома и в школе. С этой целью на детских объектах реализуются беспрецедентные комплексные меры безопасности.
Как сказала руководитель комитета МП, все государственные организации образования обеспечены системами видеонаблюдения, а также подключены к ЦОУ ОВД, обеспечены лицензированной охраной, оснащены тревожными кнопками.
Насымжан Оспанова заверила в том, что безопасная среда в организации образования для министерства не ограничивается только техническими средствами безопас
«Для формирования позитивных отношений в школьной среде на основе привития навыков доброжелательности, отзывчивости и взаимоуважения в организациях образования проведена акция «ДосболLike». Ее продолжением станет пилотирование антибуллинговой программы «ДосболLike» в 50 школах восьми регионов страны», — рассказала представитель ведомства.
По ее данным, по поручению главы государства Минпросвещения РК в тандеме с Министерством науки и высшего образования страны дали старт волонтерскому проекту «Менің бауырым», благодаря которому детей научат строить правильные взаимоотношения, находить язык дружбы для решения различных ситуаций.
Дети и соцсети
Отдельного разговора заслуживает не менее актуальная сегодня тема обеспечения информационной безопасности детей. И здесь родителям не стоит уповать только на помощь государства, перекладывая ответственность на госструктуры. Важно и самим проявлять бдительность. Следить за тем, сколько времени проводит ребенок в интернете и на каких ресурсах.
«Для выявления уровня цифровой грамотности детей и стратегического планирования и реализации мероприятий, направленных на защиту детей в цифро
По ее данным, чтобы привлечь внимание к ответственному, безопасному и продуктивному использованию цифровых технологий, стартовала кампания по подключению родителей к программе «Родительский контроль» и «КиберТұмар» — защитим детей в цифровой среде».
«Надеемся, что данные меры окажут влияние на усиление родительской ответственности по привитию «иммунитета» к выбору информации в онлайн-среде», — выразила надежду представитель ведомства.
От автора: вся приведенная в этой статье информация действительно вселяет надежду, что с нашими детьми все будет в порядке. Однако тем, кто под любым предлогом пытается оставить ребенка учиться дома, полезно будет обратить внимание еще на некоторые важные аспекты. Посещение школы прежде всего дисциплинирует ребенка. Обучение в классе, общение со сверстниками дает ребенку очень много, адаптирует к жизни в социуме. Прожить «под крышей» у родителей всю жизнь не получится. Стоит над этим задуматься и отпустить страхи.