Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
В мире выбрали слова 2024 года
ОбществоОбразование

В мире выбрали слова 2024 года

Алматинский вайб

Уже традиционно в канун Нового года общественность выбирает слово года, а точнее — слова. В лингвистическом отборе участвуют разные страны — Великобритания, Россия, Австрия, Германия и т.д. Выбирают после глубокого анализа и изучения открытых источников и опросов. Происходит это автономно, то есть в каждом государстве, как правило, выявляется свое слово или выражение, отражающее настроения общества. И этот год не стал исключением.

Начнем с наших ближайших соседей — России. Институт русского языка имени Пушкина (учебное и научное заведение, занимающееся проблемами преподавания русского языка как иностранного, основано в 1966 году) первый приз присудил слову Пушкин. Как пишет Wordstat, в последнее время в поисковике запрос на него очень популярен. Его набирали более 10 миллионов раз. Различные системы мониторинга РФ говорят о 500 000 текстов, в которых упоминалось имя великого поэта. То, что фразы с упоминанием его фамилии расходятся в обычной жизни, все помнят. Например: «А уроки кто делать будет? Пушкин, что ли?» и т.д. По мнению филологов, Пушкин — это не просто слово, а уже языковой концепт.

Кстати, менее высокие баллы набрали слова вайб, пов (точка зрения; у молодежи это персонаж, глазами которого читатель смотрит на окружающий мир, события), скуф (мужчина до 35 лет, выглядящий не очень приятно), квадробер (здесь, думаем, пояснения излишни — все, имеющие уши, слышали). 

Также институт назвал и ключевые слова этого года: семья, выборы и искусственный интеллект.

В российском голосовании есть еще один известный участник — справочно-информационный портал Грамота.ру, созданный в 2000-м. Более 400 экспертов-филологов давали оценку 11 словам, выбранным для голосования. И в лидеры выбилось слово вайб (256 голосов), означающее эмоциональное состояние, настроение, возникающее при общении с кем-либо или при контакте с чем-либо. Последнюю пару лет его можно часто слышать при общении в среде молодых людей, используется масса хештегов на эту тему в соцсетях. В ходу также глаголы вайбовый и завайбить. 

К слову, в Казахстане, а именно в Алматы, часто используется словосочетание алматинский вайб для описания того, что людям нравится в южной столице. Применяют его по отношению к жителям, горам, кофейням, национальным и межнациональным особенностям, кухне, улицам. И каждый вкладывает в него что-то свое, но очень приятное сердцу.

Также на пьедестале почета от Грамота.ру скуф и прилет. То есть мнения двух языковых структур в Российской Федерации при выборе слов примерно сходятся. В одной из популярных российских шоу-программ на эту тему даже пошутили: «Слева скуф и справа пруфы, а за ними — краш. Возникает ощущенье, что язык не наш. Справа пруф и слева скуфы, рюмкой позвени, мы за вайб сегодня выпьем, Пушкин, извини». 

В Великобритании в голосовании за главное слово, по мнению представителей Оксфордского словаря (главный исторический словарь английского языка, выпускаемый издательством Оксфордского университета, ему уже около 120 лет), приняли участие 37 000 человек. Выражение brain rot (мозг, гнить; подгнивание мозгов) заняло первое место. Под этим словосочетанием понимают ухудшение ментального и интеллектуального состояния человека после того, как он потребляет тонны бездарного контента в социальных сетях. А именно, бесконечно скроллит (пролистывает, прокручивает) экран. И это, наверное, ожидаемо, потому что тревогу бьет не только общественность, но и врачи. Они утверждают, что бесконечный скроллинг приводит к цифровой депрессии, сильно ухудшается память.

Интересный факт: в известном английском издании Time упомянули, что еще в 1854 году писатель Генри Девид Торо писал: «Пока Англия пытается вылечить гниль картофеля, разве не стоит попробовать вылечить гниение мозга?». Получается, проблема существует давно, но критические масштабы приобрела именно сейчас, в век, когда людей призывают соблюдать «цифровую гигиену», избирательно подходить к выбору сыплющейся отовсюду информации. И вопрос этот касается не только детей и подростков.

Участие, также традиционно, принимает и Кембриджский словарь (один из основных словарей для изучающих английский язык), которому уже почти 30 лет. Его выбор — глагол манифестировать, сейчас часто употребляющийся в несколько другом значении, чем когда-то. Сегодня это «формировать позитивную установку на успех, притягивать то, что хочешь, силой мысли». Само слово, конечно, не новое. Оно имеет глубокие исторические корни. Происходит от латинского manifestatio — делать явным, обнаруживать, заявлять о чем-либо. Психологи связывают популярность этого слова сейчас с тем, что в турбулентное время людям нужно как-то поддерживать себя, друг друга, настраивать на позитивный лад. Им нужна «волшебная палочка». 

А как известно, слова — зеркало общества. 

Фото Алексея Мальченко

Читайте в свежем номере: