Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоОбразование

Угроза деградации. Глава 5. Задержка развития

В 2020 году преподаватели кафедры философии Пограничной академии КНБ РК опубликовали статью о результатах опроса ста курсантов-первокурсников, то есть вчерашних школьников, под наукообразным названием «Ментальный терроризм и его влияние на пограничную безопасность» с целью выяснить их морально-нравственные ориентиры. Мнений ста молодых людей маловато для далеко идущих выводов, но определенное представление они дают.

(Окончание. Начало в номерах 57, 59 — 61) 

Цель оправдывает средства?

На вопрос о том, можно ли сегодняшний уровень нравственного воспитания молодежи считать удовлетворительным, 84 процента респондентов предпочли обтекаемый ответ, что этот процесс очень противоречив. Около 38 процентов видят корень проблемы в дурном влиянии СМИ. Около 37 процентов — в нездоровых отношениях в семье, 28 процентов связывают проблемы с алкоголем и наркотиками, выше 23 процентов — с интернетом, более 23 процентов — с распространением так называемой массовой культуры, около 8 процентов грешат на обилие свободного времени и 6,6 процента — на плохое исполнением воспитательных функций учреждениями образования и культуры, кружками и спортивными секциями. 

Пожалуй, самыми удручающими оказались ответы на вопрос: согласны ли вы с тем, что цель оправдывает средства? Половина опрошенных согласна, а чуть больше 32 процентов выбрали вариант «возможно, да, но с высокой долей ответственности». Соседствует с этим цинизмом и порождает гремучую смесь инфантильность, потому что 79 процентов опрошенных считают, что государство должно уделять больше внимания поддержке населения — не будем забывать, так считают 18-20-летние учащиеся не института благородных девиц, а Пограничной академии, призванные стать защитниками рубежей отечества. 

А присущи ли юным респондентам бескорыстные поступки? Прилагать усилия, чтобы мир стал лучше, готовы 36,6 процента; 56,7 процента не отказывают в помощи своему окружению; 14,4 процента занимаются самосовершенствованием; 12,2 процента обеспокоены только деньгами и славой; 10 процентов стремятся заслужить одобрение окружающих 4,4 процента хотели бы избавиться от чувства вины. 

Хватает в молодежной среде и страхов. От 49 до 52 процентов боятся войны, бедности, коррупции, загрязнения окружающей среды, социальной несправедливости, профессиональной конкуренции. Кроме того, выяснилось, что в окружении трети участников опроса есть сверстники, употребляющие алкоголь и наркотики. 

Согласно другому опросу, проведенному в Казахстане также в 2020 году Фондом Эберта и охватившему уже тысячу молодых людей в возрасте 14 — 29 лет, они критически настроены к отечественному образованию в целом. Без малого половина респондентов считает как школьное, так и вузовское образование в республике не отвечающим требованиям рынка труда.

Перекос между спросом и предложением

Еще в 2019 году Министерство образования и науки совместно с национальной палатой предпринимателей «Атамекен» изучило 2000 образовательных программ в 109 университетах Астаны, Алматы и областных центрах. Главный вывод того исследования: 73 процента образовательных программ в отечественных вузах не соответствует ожиданиям работодателей. Из 129 действовавших тогда в республике университетов 61 показывал уровень трудоустройства своих выпускников ниже 50 процентов. Средний его уровень составил всего 74 процента. Из 140 тысяч выпускников в 2018 году 15 тысяч не смогли найти работу даже через год, а 60 процентов трудились не по специальности. 

С тех пор прошло более четырех лет. В феврале текущего года Минтруда РК сообщило, что «не по диплому» в 2022-м работали 40 процентов выпускников, а их общее количество приблизилось к двум миллионам человек. Эти же цифры приводятся в национальном докладе «Молодежь Казахстана-2022». 

В 2023 году вузы и колледжи закончили 300,7 тысячи студентов. Статистика министерства подтверждает, что, несмотря на низкую востребованность экономистов, юристов и финансистов, абитуриенты продолжают поступать на эти специальности. Только в этом году число дипломированных правоведов и экономистов пополнили 12,4 тысячи выпускников, из них 7,6 тысячи получили диплом юриста. Однако фактическая потребность казахстанского рынка труда в юристах в 2023 году оценена почти в пять раз ниже: всего 1,6 тысячи специалистов. То есть юристы не входят даже во вторую десятку списка востребованных профессий. 

Против капитального расхождения между спросом и предложением на рынке труда, а также требованиями работодателей уже не возражает и Министерство науки и высшего образования РК. «Помимо внешних факторов казахстанский рынок труда страдает от вечно актуальной проблемы – несоответствия между предложением, качеством навыков и фактическими требованиями на рабочем месте, – говорилось в сообщении министерства. – Есть и системные причины, вызывающие перекос на рынке труда: качество образования и соответствие требованиям работодателя, необдуманный или ошибочный выбор будущей профессии старшеклассниками и родителями». 

По данным ведомства, чаще всего это случается, потому что родители имеют устаревшие представления о престижности некоторых профессий — вроде экономистов и юристов, которых уже избыток. Ведь 87 процентов подростков делают выбор под влиянием учителей и родителей. И 75 процентов последних признаются, что зачастую до окончания школы не представляют, к чему лежит душа у их детей. 

Что делать с поколением Z 

Между тем у работодателей уже появилась целая «нелюбимая» категория претендентов на вакансии — это так называемое поколение Z, зуммеры, родившиеся на рубеже 1990-х и 2000-х годов. Как правило, эти молодые горожане в детстве не испытывали в чем-то особой нужды, не приучены к домашнему труду, но с малолетства приобщены к компьютеру и другим гаджетам. А амбиций и запросов у них выше крыши, и во многих случаях они не соответствуют не только профессиональным навыкам, но и правилам поведения в коллективе, в команде. Прежде всего к заработку и комфортности трудовых условий. 

Одним из первых выводы о том, насколько сложно работать с поколением Z, систематизировал крупный международный интернет-ресурс для соискателей вакансий Resume Builder, опросивший в разных отраслях экономики США около полутора тысяч менеджеров различного уровня. Около половины респондентов признали зуммеров очень сложными в управлении, 79 процентов назвали «самым сложным поколением» на рабочем месте, 59 отметили, что были вынуждены после короткого периода увольнять сотрудников названного возраста, а 20 процентов, что новичкам приходилось давать хорошую взбучку в течение первой же недели работы. 

«Анализируя молодежь, я замечаю эту тенденцию поголовно, — рассказывала журналистам психолог Динара Маскеева. — В психологии есть такое понятие, как три эго-позиции: я-взрослый, я-родитель, я-ребенок. Здесь речь идет про ответственность. Несмотря на то, что им уже за 20 лет, чаще всего многие из этого поколения застревает в детстве, не хотят взрослеть, ведут себя инфантильно и остаются на уровне ребенка. Поэтому они не могут брать на себя ответственность, но при этом ожидания у них, как правило, очень высокие. То, что они могут дать миру, несбалансировано. Здесь возникает внешний конфликт, когда человек хочет вести праздный образ жизни, получать хорошую зарплату, при этом брать минимум ответственности». 

Вот мы снова подошли к проблеме воспитания подрастающего поколения, чему были посвящены третья и четвертая главы этих заметок  комментария выступления Касым-Жомарта Токаева на Республиканском съезде педагогов. Выработка новых подходов в образовании, на наш взгляд, не принесет эффекта без аналогичных прорывов в воспитании. И прежде всего в семейном, которое закладывает базовые основы личности. 

В этой связи заслуживает внимания инициатива, с которой выступил весной текущего года перед родителями и общественностью Казалинского района Кызылординской области Министр просвещения Казахстана Гани Бейсембаев. Он напомнил о поручении главы государства разработать комплексный план по защите детей от насилия, предотвращению суицида, обеспечению их прав и благополучия. 

«Министерство разрабатывает общенациональный культурно-образовательный проект «Академия родителей», направленный на усиление взаимодействия семьи и школы в обучении, воспитании и развитии детей», — сообщил глава ведомства. С докладом на встрече выступила председатель Комитета по охране прав детей Минпроса Насымжан Оспанова. 

Она рассказала, что министерство совершенствует в этой сфере законодательство, в том числе закреплены права ребенка на защиту от буллинга. Приняты и действуют с начала года правила профилактики травли ребенка и работы психологических служб, школ, алгоритмы выявления насилия и жестокого обращения с детьми. В каждом регионе страны работают уполномоченные по правам ребенка. Для оперативной помощи детям и их родителям действует телеграмм-чат «Бала қоргау». 

Думается, «Академии родителей» нельзя ограничиваться лишь противодействием насилию и его профилактикой. Ведь, например, у того же поколения Z проблемы вызваны не насилием, а как бы наоборот — избалованностью, изнеженностью, инфантилизмом. И если не начать избавлять от этих качеств хотя бы в молодости, зуммерам не позавидуешь, их тоже может настигнуть деградация. 

Читайте в свежем номере: