Призывая к новым подходам в образовании, Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что его условия должны стать более безопасными. «Школа должна стать самым безопасным местом, — потребовал он на Республиканском съезде педагогов. — Дети в школе должны чувствовать себя комфортно. Недопустимо, чтобы в школу заходили посторонние лица. Поэтому во всех образовательных учреждениях будут установлены системы сигнализации и видеонаблюдения».
(Продолжение. Начало в номерах 57, 59)
Жертвы криминальной психологии
Необходимость повышения безопасности образования отнюдь не исчерпывается наращиванием технической оснащенности школ. «К сожалению, не прекращаются случаи посягательств и даже насилия среди учащихся, что, в свою очередь, провоцирует детей на суициды, — сказал глава государства. — Буллинг наносит непоправимый ущерб душевному состоянию и здоровью детей и подростков, оказывает негативное влияние на процесс обучения, влечет за собой отстраненность от социальной среды и ментальные нарушения. Государство должно обеспечить защиту прав и безопасность ребенка. Необходимо навсегда искоренить буллинг».
Касым-Жомарт Токаев также сообщил, что в последнее время получает письма-обращения от родителей пострадавших детей. «Откровенно говоря, читать такие письма нелегко. Душа болит за детей, ставших жертвами криминальной психологии подростков и равнодушия некоторых педагогов, — признался глава государства. — Я поручил Администрации Президента взять на особый контроль все такие случаи, чтобы по закону наказывать преступников. Другого слова для этих людей найти не могу. Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура должны, наконец, исполнить возложенные на них обязанности в части, касающейся безопасности детей. Омбудсмен по правам детей должна фиксировать все подобные случаи и докладывать мне».
Президент заверил, что власти будут принимать самые жесткие меры. «По-другому разгул насильников в школах не остановить. Нужно искоренить такое постыдное явление, как распространение криминальной психологии в школах, — отметил он. — Я поручил ужесточить наказание для лиц, совершивших насилие над несовершеннолетними. Эта инициатива скоро будет реализована».
Совсем страх потеряли
Действительно, в Казахстане не проходит и недели без громких инцидентов в школьной среде. В ней целый ядовитый букет: травля, вымогательство денег, вейпы и наркотики, детские «шуточки» в форме анонимных звонков в полицию и другие организации о «закладке бомбы» в общественном месте, кровавые драки и даже изнасилования старшими школьниками малышей. Подобными примерами из казахстанской действительности уже никого не удивишь.
Не снижают нарастание потока всей этой грязи ни увеличение в школах количества видеокамер, ни запрет входа на территорию учреждения без разрешения ее администрации даже родителям, ни школьная медиация, ни действующие с начала этого года правила профилактики буллинга, ни отлавливание несовершеннолетних наркокурьеров и телефонных террористов.
Но все это, условно говоря, внешний контур. Безусловно, необходимый, но все-таки внешний, нацеленный на предотвращение и фиксацию видимого насилия, то есть следствий. А причину надо бы поискать внутри — в головах детей, подростков, их родителей. Не в том ли она, что участники процесса образования и воспитания, как и в целом казахстанское общество, стали более терпимыми, выражаясь на западный манер, толерантными к предпосылкам серьезного негатива, лишь с наступлением которого начинаются вопли «Караул!» и «Кто виноват?!»...
Кстати, поклонникам западной толерантности полезно напомнить где, когда и почему этот термин получил широкое распространение. После Великой французской революции 1789-1799 годов в maison de tolerance переименовали местные бордели, ставшие домами толерантности. Их посещали разгромившие Наполеона, в 1814-м взявшие Париж и от души погужбанившие в столице Франции солдаты и офицеры русской армии, благодаря которым термин стал известен в России. Где решили не заморачиваться tolerance и стали называть аналогичные заведения просто домами терпимости. Причем это название обрело дополнительный смысл: бордель — это дом, о котором все все знают, но терпят. Это, так сказать, к слову.
Рискнем предположить, что усиленно внедряемая в Казахстан модель западной толерантности, которую расплодившиеся частные и финансируемые из-за рубежа правозащитные и учебные центры до хрипоты «транслируют» обществу, родителям и детям, обернулась тем, что многие из них «совсем страх потеряли». Не тот, что превращает человека в приспособленца, забитого раба или вовсе предателя, а, если угодно, страх Божий. Который еще в I веке нашей эры древнеримский поэт Публий Папилий Стаций обозначил тирадой «Богов впервые в мире создал страх». И на этой основе через 18 веков Фридрих Ницше припечатал: «Страх — отец морали».
Любой из нас хоть раз, да видел насколько безобразно подчас ведут себя современные трех-, пятилетние дети в общественном транспорте, магазине, поликлинике, других общественных местах. Они закатывают истерики, визжат как резаные, носятся, сметая все на своем пути, с ногами залазят на стулья и кресла. Короче, выкаблучиваются кому как заблагорассудится. И попробуй сделай замечание такому ребенку и его мамаше. От дитя — полный игнор, а от родителя рискуешь нарваться на возмущение — мол, это же еще несмышленыш. К его шалостям надо относиться терпимо и снисходительно.
Не отстают чада постарше, в том числе подростки. У них на людях две крайности: одиночки согбенно погружены в свои смартфоны и не замечают ничего вокруг, а группы отроков ржут как лошади и громко, преимущественно нецензурно, лаются меж собой, ничуть не стесняясь окружающих. Пытаться одернуть великовозрастных лбов ростом под 180 сантиметров в одежде не меньше 50-го размера себе дороже. Можно нарваться и на персональную порцию мата, и на угрозы, и еще на что похуже.
Вот он, уровень «толерантного» воспитания, в том числе воспитания родителей сегодняшних детей и подростков, в чем обвинять школу или вуз — абсурд. Неслучайно Касым-Жомарт Токаев обратился на съезде педагогов к семье: «Мое обращение ко всем родителям: не поощряйте своих детей к проявлению насилия, нарушению общепринятого порядка и тем более — не защищайте их перед учителями. Попустительство в отношении подобных поступков из-за любви к своим детям может обернуться большой трагедией для них в будущем. Лучше сейчас принять профилактические меры к нарушителям школьной и общественной дисциплины, чтобы в дальнейшем они не вошли в противоречие с законом».
Двенадцать заповедей Экзюпери
Выработка и реализация новых подходов в отечественном образовании без серьезной трансформации воспитания наверняка обернутся для общества новыми разочарованиями. Ведь интеллектуальную деградацию зуммеров (2000-2011 годов рождения), чем крайне встревожена мировая педагогика, не остановить лишь одним запихиванием в юные мозги все новых и новых знаний. Рост насилия, безграмотности, бескультурья в школьной и молодежной среде — это ведь тоже очевидные признаки деградации. Уже и нравственной, от которой не спасают ни турникеты, ни видеокамеры, ни медиация.
Почему воспитание у нас хромает на обе ноги и возможно ли еще излечить этот недуг, более подробно поговорим в следующих главах этих заметок. А пока не можем удержаться, чтобы в качестве информации к размышлению и «разогрева» дальнейшей дискуссии не познакомить читателей с 12 заповедями человека, который не занимался педагогикой, но кажется атлантом по сравнению с пигмеями-адептами современного толерантного воспитания.
Это профессиональный летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Он прожил всего 44 года и загадочно погиб (достоверные причины не установлены по сей день) при выполнении боевого задания над Средиземным морем в 1944-м. Но успел оставить такое духовно-интеллектуальное наследие, что оно поражает своей актуальностью и сегодня. Это в полной мере касается его 12 тезисов о воспитании, 11 из которых рассыпаны бриллиантами по тексту неоконченного философского романа Экзюпери «Цитадель». Впрочем, судите сами.
Антуан де Сент-Экзюпери
Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание.
***
Ваш долг не убить человека в маленьких людях, не превратить их в муравьев, обрекая на жизнь муравейника. Меня не заботит, насколько будет доволен человек. Меня заботит, сколько будет
***
Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.
***
Не отягощайте их мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать.
***
Не судите о способностях детей по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию — вот главное мерило.
***
Не учите сыновей и дочерей, что польза — главное. Главное — возрастание в человеке человеческого. Честный и верный человек гладко выстругает и доску.
***
Научите детей почтению, потому что насмехаться любят трутни, для них не существует целостной картины.
***
Боритесь против жадности к вещам. Юные станут людьми, если вы научите их тратить себя, не жалея; если человек не тратит себя, он закостеневает.
***
Научите их размышлению и молитве, благодаря им расширяется душа. Научите не скудеть в любви. Чем заменишь любовь? Ничем. А любовь к самому себе — противоположность любви.
***
Карайте ложь и доносительство. Бывает, что и они помогают человеку и, на первый взгляд, в помощь царству. Но силу рождает только верность. Нельзя быть верным здесь и неверным там. Верный всегда верен. Нет верности в том, кто способен предать товарища, с которым вместе трудится. Мне нужно сильное царство, и я не собираюсь строить его мощь на человеческом отребье.
***
Привейте молодым вкус к совершенству, ибо любое дело — это путь к Господу, и завершает его только смерть.
***
Не учите детей, что главное — прощение и милосердие. Плохо понятые, обе эти добродетели обернутся потаканием нечисти и гниению. Научите их благому сотрудничеству — общему делу, где каждый в помощь благодаря другому. И тогда хирург поспешит через пустыню к человеку с разбитой коленкой. Потому что речь идет об исправности повозки. А вожатый у них один.
(Продолжение следует.)