Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоОбразование

Угроза деградации. Глава 2. Инвалиды цифровизации

В первой главе этих заметок мы привели международную статистику, согласно которой при сегодняшнем населении Земли чуть более восьми миллиардов человек свыше 6,9 миллиарда пользуются смартфонами. Дополним эту информацию тем, что если считать детским возраст до 15 лет, то в нем — четверть населения планеты. Эта четверть вместе с молодежью в возрасте до 25 лет — самые активные пользователи смартфонов. В совокупности таковых насчитывается никак не менее 40 процентов мирового населения. 

(Продолжение)

Понурые мизантропы с детства
Ребенок и молодой человек, уткнувшиеся в смартфоны в общественных местах, — понурые символы современности. Между тем еще в 2016 году американские нейрохирург Тодд Лэнман и ортопед Джейсон Кюллер опубликовали в научном журнале The Spine Journal статью, в которой писали: «С появлением смартфонов изменилась характерная поза бодрствующего человека. Была прямой — стала согбенной. Прямо поднятая голова давит на хребет с силой пять-шесть килограммов. Наклон головы всего в 15 градусов образует рычаг с шеей — нагрузка увеличивается до 12-13 килограммов. Человек, который читает СМС, наклонив голову до 60 градусов, грузит шейный отдел позвоночника уже на 30 килограммов». Результат — «досрочные» проблемы в опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системах от головы до пяток. 

Другие авторы многочисленных исследований часто обращают внимание на то, что всплеск жалоб детей и молодежи в 2010-х годах на рост рассеянности, забывчивости и ухудшение запоминания даже простой информации совпал с широким распространением смартфонов. И в этой связи не вчера человечеству поставлен диагноз «глобальное снижение интеллекта». В первую очередь у детей и молодежи. 

Известно ли обо всем этом в Казахстане? Отлично известно! Более того, еще до утверждения концепции цифрового развития, а затем и госпрограммы «Цифровой Казахстан» в 2017 году общественность и многие отечественные специалисты, как и зарубежные, неоднократно предупреждали о нарастании угрозы психо-психологическому и физическому здоровью детей и молодежи со стороны интернета и гаджетов. 

«Что очень сильно бьет по психике детей? — размышлял в 2017 году общественный активист Галым Байтук. — Это гаджеты. С одной стороны, это добро, а с другой — большое зло. Дети, сидя в гаджетах, теряют общение, теряют понимание окружающего мира, не могут формировать правильное мировоззрение, теряют коммуникабельность. Дети становятся мизантропами уже с детства, так как у них общение протекает только с гаджетом». 

«При постоянном наклоне головы нарушается циркуляция крови. Сосуды сужаются, появляются «бляшки», — объяснял в 2019 году главный врач центра неврологии и реабилитации Aspasia Султан Сатбаев. — Грубо говоря, в этом случае кровь в голову поступает не по графику и не в полном объеме. Это приводит к нарушению работы мозга. Повышается давление, начинаются головные боли. Вялость и сонливость — тоже сигнал. Люди, особенно молодые, не понимают, что нарушать вертикальную ось позвоночника опасно. Что надо заниматься спортом, больше ходить пешком. А когда пациенты приходят ко мне, выясняется, что никто из них об этом ни разу не подумал». По словам Сатбаева, среди пациентов Aspasia появились уже 12-13-летние школьники, у которых... атрофированы мышцы шейно-воротниковой зоны, а давление как у пенсионеров. 

Это малая толика тревог, прозвучавших в Казахстане за последние шесть-восемь лет. Естественно, запрещать подрастающему поколению смартфоны равнозначно попыткам повернуть реки вспять. Но пытались ли представители казахстанского образования хотя бы объяснять, микшировать негативные последствия смартфономании для детей и молодежи? 

Ау, наука... 

Да, введен запрет на использование учащимися мобильных телефонов на школьных уроках без разрешения учителя. Но в остальном бесплодная болтовня. Например, пруд пруди лишь разговоров и необязательных к выполнению рекомендаций о цифровой гигиене, которой до сих пор не учат всерьез не только в школах, но и в вузах. А ведь цифрогигиена — это не только перерывы, временные ограничения в пользовании гаджетом и технозащита зрения. 

Это также умение грамотно составлять запрос и вести переписку, распознавать вранье и рекламно-маркетинговую, в том числе жульническую, замануху, отсекать прочий информационный хлам, превращать Всемирную паутину из назойливого зазывалы-поводыря в личного раба. Наконец, это четкое понимание, что кроме выполнения записанных в паспорте гаджета функций он еще и шпионит за тобой в интересах своего производителя, операторов мобильной связи, банков и финансовых спекулянтов, накопителей больших данных, гигантов уровня Google и остальных информационно-технологических монстров. Все это вместе — азы современной личной информационной без опасности.
Отсутствие подобной подготовки у большей части подрастающего поколения, увы, не мешает проводить цифровизацию казахстанского образования ударными темпами. В частности, вопреки предостережениям специалистов и родительским протестам Министерство просвещения РК обещает полностью завершить в 2024 году оцифровку всех школьных учебников. 

«Это очень опасно не только цифровым аутизмом, но и киберзависимостью, — предупреждала в 2022 году во время обсуждения оцифровки учебников председатель Совета родителей и педагогов Алматы Дина Садердинова. — Это напрямую влияет и на физическое, и на психическое здоровье детей. Внедрение цифрового контента в образовательный процесс можно считать крахом нашей образовательной системы. В случае полной реализации цифровизации в сфере образования мы будем видеть деградацию общества. Это точно». 

Тем не менее оцифровка началась и продолжается под предлогом облегчения школьных рюкзачков, которые стали для учеников якобы слишком тяжелыми от бумажных учебников. Хотя серьезного исследования этого вопроса не проводилось, и никто даже не пытался с цифрами и фактами в руках обосновать стопроцентную оцифровку учебников. 

Да и вообще создается впечатление, что педагогическая и другие науки в Казахстане то ли отстранены, то ли самоустранились от критичного подхода в изучении хода и результатов цифровизации образования, потому что диссертации и академические статьи на эту тему носят исключительно комплиментарный характер. То есть цифровизация образования — это априори замечательно! А ведь она лишь официально, после вступления в силу госпрограммы «Цифровой Казахстан», началась с 2018-го. Хотя некоторые авторы усматривают истоки процесса еще в 1997-м, когда предпринимались первые попытки автоматизировать некоторые учебные средства. Так или иначе, но в любом случае времени для научно-критического осмысления цифровизации образования прошло уже предостаточно. 

Взять те же летние, решающие для поступления в вуз результаты ЕНТ-2023. В нем приняли участие 162 000 выпускников, из которых преодолели порог для поступления в вуз 135 000 (83 процента). Средний показатель на ЕНТ — 73 балла. Максимума — 140 баллов — не достиг никто. Высший результат — 137 баллов — показали лишь пятеро учащихся. Всего 2868 юношей и девушек набрали больше 120 баллов. 

Простые арифметические расчеты показывают, что 132 000 выпускников (81,5 процента протестированных) продемонстрировали посредственные знания, получив, однако, право получать высшее образование. Какой напрашивается вывод? Научно-обоснованного — никакого! Потому что доверять дифирамбам цифрообразованию с высоких трибун, да в академическом словоблудии на фоне всеобщего — родительского, общественного и государственного — недовольства образованием невозможно. А других оценок на основе отечественных обширных и скрупулезных наблюдений, их вдумчивого анализа и осмысления просто нет. Ну а житейский вывод однозначный: казахстанская школа выпускает и предлагает вузам преимущественно троечников. 

школа.jpg

Информация к размышлению
В июле 2023 года ЮНЕСКО выступила с заявлением о получении доказательств негативных последствий чрезмерного использования гаджетов: оно приводит к снижению успеваемости и нарушает психо-эмоциональную стабильность детей. В связи с этим организация призвала к глобальному запрету смартфонов в школах и других учебных заведениях. ЮНЕСКО полагает, что положительное влияние цифровых технологий на результаты обучения можно переоценить, а новое — не всегда лучше. 

«Не все изменения представляют собой прогресс, — комментировала призыв ЮНЕСКО ее генеральный директор Одри Азуле. — То, что что-то можно сделать, не означает, что это нужно делать. Цифровая революция обладает неизмеримым потенциалом, но так же, как ее следует регулировать в обществе, такое же внимание необходимо уделить тому, как она используется в образовании. Использование цифровых технологий должно быть направлено на улучшение учебного процесса и на благо учащихся и учителей, а не в ущерб им. Держите потребности учеников на первом месте и поддерживайте учителей. Онлайн-сеансы не заменят живого общения». 

В августе 2023 года Управление киберпространством Китая (CAC) установило правила защиты от сетевой зависимости детей и юношества. Среди них — требование к китайским производителям мобильных устройств внедрения технологического режима, который не позволит несовершеннолетним выходить в интернет с 22.00 до 06.00. В это время положено спать. В остальной период суток 16-18-летним разрешается пользоваться интернетом максимум два часа, 8-15-летним — час, детям младше восьми лет — не более 40 минут в день. По истечении указанной продолжительности устройства будут автоматически отключаться до начала следующего суточного цикла. 

Также в августе 2023 года в своей оценке национальной стратегии Швеции в области цифровизации образования представители Каролинского института (основан по указу шведского короля Карла XIII в 1810 году, один из крупнейших в Европе медуниверситетов) заявили: «Есть четкие научные доказательства того, что цифровые инструменты скорее ухудшают, чем улучшают качество обучения. Мы считаем, что фокус внимания должен вернуться к получению знаний с помощью печатных учебников и опыта учителей, а не к приобретению знаний в первую очередь из свободно доступных цифровых источников, точность которых не проверена». 

Практически одновременно Министерство по делам школ Швеции объявило о возврате в дошкольном образовании к печатным учебным пособиям, детским художественным произведениям и бумажным тетрадкам. Инициатором выступила глава ведомства Лотта Эдхольм. Среди аргументов она привела результаты исследования прогресса в международной читательской грамотности (PIRLS) 2021 года, согласно которым трудности с чтением среди 10-летних детей в Швеции за пять предшествующих лет выросли с 12 до 19 процентов, что министр охарактеризовала «кризисом чтения». 

В общении с журналистами фру Эдхольм отметила, что «физический учебник имеет преимущества, которые не заменит ни один планшет», и это мнение полностью разделяют шведские учителя, которые «считают, что учебник важнее». Кроме того, по словам министра, дети, которые учатся читать печатный текст и писать от руки, «лучше умеют подчеркивать основные моменты, больше запоминают и имеют лучшее общее понимание». Главная заявленная цель состоит в том, чтобы каждый шведский дошколенок получил печатный учебник по каждому предмету. Это обойдется шведской казне в 2023 году в 58 миллионов, в 20242025 годах — еще в 44 миллиона евро. 

О развороте скандинавов к печатному учебному материалу сообщили все мировые СМИ. В том числе Dagens Nyheter, The Guardian и Associated Press предположили, что хотя речь идет о дошкольном образовании, не исключено, что после двух-трех лет сопоставления его результатов с прежним цифроформатом печатные учебные материалы будут возвращены в начальное четырехлетнее, а затем и в среднее образование Швеции. 

...В минувшем сентябре на перекрестке проспектов Абая и Сейфуллина в Алматы ко мне подошла симпатичная, элегантно одетая, то и дело переводящая взгляд с меня на экран смартфона в ладошке девушка лет 18-20, которая спросила: 

— Извините, чувствую, где-то близко, но не нахожу. Где тут угол Абая — Сейфуллина? 

После некоторой заминки я попросил ее поднять голову и указал на пару табличек на углу близстоящего дома. Девушка последовала совету, увидела надписи, и мы рассмеялись. Я пошел своим путем, а в голове застряла мысль: «Может, так и начинается цифровая инвалидность?». 

Читайте в свежем номере: