Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Угроза деградации. Глава 1. Остановиться, оглянуться
ОбществоОбразование

Угроза деградации. Глава 1. Остановиться, оглянуться

Качеством казахстанского образования недовольны все — от родителей подрастающего поколения до главы государства Касым-Жомарта Токаева, который на Республиканском съезде педагогов призвал к принципиально новым подходам в этой сфере.

Было бы недальновидно воспринимать это требование обращенным лишь к школьному образованию и только к Министерству просвещения РК и педагогическому сообществу страны. Не вчера образование как таковое повсеместно превратилось в один из фронтов национальной и международной безопасности, на котором идет непрерывная борьба за умы и души людей с участием множества субъектов. Текущие результаты этой борьбы крайне противоречивы и неоднозначны с тенденцией к негативу во всем мире. Поэтому на старте выработки новых подходов в казахстанском образовании есть смысл прислушаться к названию-призыву самого известного романа Леонида Жуховицкого «Остановиться, оглянуться». 

Необязательно быть специалистом в образовании, чтобы обратить внимание на парадокс, заложенный в 1990-х годах и сохраняющийся сегодня. За счет кусочка территории на крайнем западе Республика Казахстан формально считается европейской, но фактически является все-таки азиатской, восточной страной. По традициям, менталитету, культуре и преобладающей религии. Но во всем отечественном образовании с начала 1990-х был взят курс на его западные образчики. Такова ситуация и сегодня. Разбираться и анализировать, почему так произошло, некогда. Куда важнее уяснить, куда и к чему привел этот курс. 

В двух публикациях под общим заголовком «Этот бездумный мир» от 21 и 28 июля текущего года «Новое поколение» подробно показало, как и почему за единственным исключением (Финляндия) западное школьное образование, в том числе американское, давно перестало быть примером, достойным подражания. Причем сделали мы это, пользуясь исключительно западными, преимущественно американскими, источниками, которые подчас не оставляют камня на камне от того, чему и как учат детей в школах на Западе. 

Из всего массива информации в названных публикациях повторим лишь одну цитату. «Что же теперь можно сказать о нас? — комментировало очередную проверку знаний юношества и молодежи в США издание The Economic Collapse. — К сожалению для американцев, правда заключается в том, что они тупые. Образовательная система доказала свою несостоятельность, а молодежь проводит свое время за телевизором, компьютером или смартфоном. И пока американцы не посмотрят правде в глаза, ситуация будет только усугубляться. Это настоящий национальный кризис. Родители должны бы бить в набат, но из-за того, что они сами плохо представляют, что происходит, они продолжают выписывать чеки на оплату обучения своих детей, полагая, что их отпрысков готовят к жизни в реальном мире». 

“Болонка” штампует недоучек
Качество казахстанского высшего образования оставляет открытым вопрос о целесообразности участия республики в Болонском процессе (системе образования) — опять же европейском. Болонская декларация была подписана в 1999 году на фоне идиллической веры в то, что крах восточной социалистической системы открывает путь к золотому веку. И осталось только всем «войти в Европу», как он настанет для всех. Это было наивно и тогда, а за два с лишним десятилетия стало очевидно, что Болонская система с ее унифицированностью превратилась в могильщика некогда сильного европейского образования, в штамповку недоучек, каковыми на том же Западе воспринимает бакалавров работодатель. 

Одно из ключевых положений Болонской системы: «Все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда». Но академическое и рыночное — явления разного уровня. Академическое подразумевает нечто фундаментальное и долговременное, в котором даже отрицательный результат — тоже результат, своеобразный ориентир бесперспективности исходных задач и направлений, которые следует менять. А рыночное нацелено исключительно на успех и прибыльность, на удовлетворение изменчивой конъюнктуры и, соответственно, на относительную кратковременность. 

Подстраивание академического под рыночное означает не что иное, как переделку первого во второе, в результате чего наука лишается базы и топчется на месте. И это лишь одно из провальных противоречий Болонского процесса, против которого в Европе перманентно вспыхивают не только молодежно-студенческие, но и научно-преподавательские бунты. 

В Казахстане не наблюдается серьезных прорывов ни в фундаментальных, ни в прикладных исследованиях. И в республике как началась в 1990-е, так и продолжается утечка лучших мозгов за рубеж, что объективно поощряет Болонская система. Все это заставляет серьезно усомниться в ее пользе для Казахстана, испытывающего огромный дефицит высококвалифицированных кадров, в том числе педагогических и научных. И есть резон поразмыслить, почему к «болонке» не присоединяются США, Австралия, Китай и большинство государств мира. 

Смартфон вместо мозгов
Еще один требующий осмысления парадокс — глобальное ухудшение качества интеллекта. В 1893 году Герберт Уэллс в книге The Man of the Year Million предположил, что развитие технологий и в целом прогресс человечества приведут к снижению зависимости от тела. Человек, по мнению фантаста, будет полностью зависим от мозга. Торс, ноги, почти все мышцы станут ненужными, так как их заменит моторизованный транспорт. Благодаря ножу и вилке отпадет необходимость и в челюстях. Наши потомки станут огромным мозгом, передвигающимся на руках, утверждал Уэллс. Исследования современных ученых показывают, что предсказания фантаста сбываются с точностью до наоборот: у человечества родился культ тела, а вот мозг деградирует. 

Это подтверждают уже десятки, если не сотни экспериментов. Выводы из них мрачнее некуда: через 100-150 лет интеллект взрослого человека будет сопоставим с умственными способностями сегодняшних малолеток. То есть над землянами среди прочих угроз нависает и опасность «обыдляривания», превращения не более чем в ходячие желудки. В числе главных причин ученые называют — каким бы парадоксальным это ни казалось — стремительное развитие технологий, в первую очередь информационно-цифровых. 

Ученые во всем мире бьют тревогу по этому поводу. По их наблюдениям, ежегодно все больше людей жалуется на ухудшение мозговой деятельности: возрастают рассеянность, сложности запоминания даже простейшей информации, невозможность сконцентрироваться на чтении больших текстов, а о чтении книг вообще уже мало кто вспоминает. Самое ужасное, что жалуются на все это в основном не старики, которым по возрасту «положены» такие проблемы, а преимущественно представители молодого поколения и даже дети. 

По мнению медиков, виноваты во всем интернет и распространение гаджетов. Люди подсажены на постоянную связь и теперь все свободное время проводят в смартфонах и ноутбуках. Мир перешел на чтение коротких сообщений, получение хаотичных отрывочных сведений, восприятие очень узкой информации. В результате во Всемирной паутине стал распространенным аргумент «слишком много букв — не осилил». 

Еще в 2008 году опубликованы данные, свидетельствующие о том, что в интернете среднестатистический пользователь прочитывает не более 20 процентов текста, размещенного на странице. Читает начало, несколько строк в середине и конец, чтобы понять, чем все закончилось. До осмысления прочитанного, а уж тем более до вразумительного обсуждения мало кто доходит. Мыслительная деятельность в «цифровом формате» — вот что губит интеллект людей, уверяют ученые. 

Труд, а не игра 

Более узкие исследования показывают, что массовое распространение смартфонов в 2010-х годах совпало со значительным ухудшением психического здоровья. Согласно международной статистике, в мире свыше 6,9 миллиарда владельцев смартфонов при общей численности населения земли чуть больше восьми миллиардов. Эти устройства в корне изменили нашу жизнь. Казалось бы, к лучшему. Но нет. Ученые утверждают, что сегодня около 50 процентов людей в мире в возрасте от 18 до 24 лет страдают от психических и психологических проблем, во многом это объясняется именно использованием смартфонов. 

Например, согласно исследованию ученых Университета Ватерлоо (Канада), привычка постоянно пользоваться смартфоном побуждает людей даже при принятии важных жизненных решений, скорее, обращаться к поисковой системе в своем телефоне, чем к собственному интеллекту. Вместо того чтобы задействовать мозг и интуицию, мы позволяем интернету думать за нас, теряя соответствующий навык. И дело тут именно в смартфонах, которые всегда под рукой и стали почти продолжением наших тела и мозга. 

«Люди могут искать информацию, которая им на самом деле известна, даже общеизвестна, или может быть получена путем несложных умозаключений, — комментирует результаты соавтор исследования доктор Гордон Пенникук. — Но люди не хотят прилагать усилия, чтобы по-настоящему подумать. Наше исследование подтверждает связь между интенсивным использованием смартфонов и глобальным снижением интеллекта». 

Иначе говоря, чем чаще мы пренебрегаем собственными мыслительными способностями, тем быстрее деградируем. В этой связи надо покончить с западной установкой на то, что учеба должна напоминать увлекательную игру, а то и развлечение. Учеба, будь она школьной или институтской, — это труд от слова «трудно». Ведь именно при преодолении трудностей формируется воля и личность человека. Школьнику и студенту не должно быть в этом смысле никаких скидок. 

Приводим эту информацию как комментарий к призывам с высоких трибун к дальнейшему углублению и ускорению цифровизации образования. Об этом необходимо не семь, а 777 раз подумать, прежде чем что-то решать и делать. 

Немаловажный вопрос: кому доверить выработку новых подходов в образовании? К этому архиважному делу, имеющему прямое отношение к повышению нацбезопасности, как не оправдавших тридцатилетних надежд общества и государства, нельзя подпускать бывших — министров, коих было аж 14, меняли их уже 17 раз, замминистров, остальных пропитанных западничеством чиновников, зареформировавших казахстанское образование на западный манер до потери пульса. Ставку придется делать на оппонентов системы образования, в том числе на немногих оставшихся педагогов-аксакалов, действующих учителей школ и педагогов институтов. А двум министерствам, ведающим отечественным образованием, отвести роль только координаторов процесса без права решающего голоса. 

Напрашивается и мораторий на реформы всех ступеней образования, допустим, на два года, в течение которых должен состояться общенациональный мозговой штурм проблемы, что дальше делать с казахстанскими школой и вузом. 

(Продолжение следует.) 

Читайте в свежем номере: