Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоОбразование

Ученье – свет! Копи, студент!

WELAR

Казахстанцы обескуражены. С 2037 года в стране планируют отказаться от государственных грантов на высшее образование. Чиновники утверждают, что не совсем: оставят так называемые дифференцированные гранты. Но это на самом деле такой стилистический оборот, ведь бесплатное высшее образование в Казахстане гарантировано Конституцией. На конкурсной, правда, основе, но тем не менее. Вот и оставят бесплатное высшее образование, чтобы не противоречить Основному закону, в декларативных целях и декоративных объемах. Но вообще новый план такой: на диплом казахстанцам отныне надо будет копить, а затем платить 

Родители сегодняшних дошкольников задают вопрос друг другу и государству: каким образом их дети будут получать высшее образование после 2036 года? Вопрос появился после того, как Министерство науки и высшего образования РК объявило о новом алгоритме: вместо того, чтобы использовать выделяемые абитуриентам гранты на получение высшего образования, казахстанцы должны будут откладывать средства на учебу с помощью единой накопительной системы «Келешек», специально внедряемой для этой цели. 

В рамках программы первоначальный взнос на специальный счет сделает государство, когда ребенку исполнится пять лет. Однако надо понимать, что это лишь крошечная часть нужного капитала 60 МРП, или чуть больше 200 тысяч на данный момент. Львиную долю должны накопить родители, откладывая ежемесячно энную сумму. Какую именно, пока неизвестно, да и остальные цифры предварительны: закона еще нет, есть лишь проект на рассмотрении в Бюджетной комиссии, так что возможны корректировки. 

Участие в программе «Келешек» предполагается, разумеется, добровольным, однако это не отменяет проблемы, которая предвидится, если соответствующий закон примут и система заработает. И вот именно сейчас, пока этого еще не случилось, имеет смысл устроить общественное обсуждение проекта. 

Пережитки социализма или социальное государство?
Итак, в чем пружина грандиозной образовательной реформы, которую затевают чиновники? Подробности и причины сообщили сотрудники комитета высшего и послевузовского образования МНВО РК: «При сохранении нынешнего уровня рождаемости в Казахстане к 2040 году расходы бюджета на выделение грантов увеличатся до 29,1 триллиона тенге. Если будет внедрена накопительная система «Келешек», до 2036 года в объеме расходов не ожидается больших изменений. Дополнительные средства потребуются только на первоначальный капитал и государственные вознаграждения. Таким образом, если с 2037 года отказаться от практики выделения грантов, появляется возможность ежегодно экономить 2 триллиона тенге». 

То есть главная декларируемая цель - экономия бюджетных средств. Причина, безусловно, уважительная. Однако не будем забывать, что Конституция дает гражданам право на получение бесплатного образования, причем как среднего, так и высшего. 

«1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. 

2. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении», - гласит статья 30 Конституции РК. 

И это не формальная ссылка на Основной закон с целью загубить «здравое начинание». Дело в том, что помимо озвучиваемой цели реформы - экономии - довольно явственно прослеживаются и другие. Сами авторы инициативы их не афишируют, но ведь и кроме них наверняка найдутся те, кто скажет, что реформа вполне согласуется с рыночными отношениями, что высшее образование - это высококвалифицированная услуга и платить за нее университетам и академиям вообще-то нормально. А бесплатность - это какие-то пережитки социализма, странным образом сохранившиеся в современном казахстанском законодательстве. 

Подобные претензии приверженцы «тотального рынка» могут предъявить и другим сферам социальной ответственности государства. Действительно, зачем тратить бюджетные средства на медицину, общественный транспорт, дорожную инфраструктуру, «коммуналку» и тому подобное, когда все это хозяйство можно передать в рыночную среду, в руки частного бизнеса, и за эти услуги получать деньги с граждан? 

Действительно, зачем? Главным образом потому, что Республика Казахстан позиционирует себя как государство социальное, одним из основополагающих принципов которого является «экономическое развитие на благо всего народа» (статья 1 Конституции). Тогда как главной целью бизнеса является получение чистого дохода (пункт 1 статьи 2 Предпринимательского кодекса). Иными словами - личная выгода. Вот и ответ, почему некоторые неотъемлемые функции государства не должны отдаваться на откуп частному бизнесу, превращаясь в соответствующие платные услуги. 

И, к слову сказать, в некоторых государствах, например в США, частному бизнесу переданы даже такие публичные функции, как деньги и военно-промышленный комплекс. Но у нас, поживших в СССР, знающих не понаслышке, что такое бесплатные, и притом качественные, образование и медицина, а также достойная пенсия для всех и прочие атрибуты реально социального государства, другая традиция. И надеемся, другая дорога. 

Что такое “образовательная услуга”
Но вернемся к анонсированной реформе. Кстати, об образовательных услугах. 

Конституционные нормы, обеспечивающие право на бесплатное образование, дублируются (да и не могут иначе) в Законе РК «Об образовании», и не раз. Например, в пункте 2 статьи 63. Но в той же статье звучит режущая ухо формулировка «образовательные услуги», причем как «на платной основе», так и «за счет бюджетных средств». Ухо термин режет по той причине, что его нет в перечне понятий, используемых в данном законе. 

И совершенно справедливо, что нет. Ведь что такое услуга? Это когда исполнитель обязуется заказчику совершить определенные действия в его пользу (статья 683 Гражданского кодекса). Но учеба - не массаж, она требует совершения усилий с обеих сторон: и учителя, и ученика. Поэтому закон и использует для этого сложного взаимного процесса понятие “обучение”, чтобы не было ненужных ассоциаций с коммерческими услугами. 

А то, знаете, у обучающегося легко может возникнуть соблазн: раз заплатил деньги, то и стараться не надо. И у вуза, соответственно, - раз платит, не выгонять же! И в итоге “образовательная услуга” будет исчерпана выдачей диплома. Деньги - товар. Кстати, в России с прошлого, 2022 года понятие “образовательная услуга” по этой причине официально исключено из законодательства. Хотя, конечно, она нам не пример... 

Но что в результате мы имеем? Предоставление среднего образования в Казахстане из-за того, что оно обязательно и гарантировано, считается функцией государства. Хотя в стране есть и частные школы. 

Тогда как высшее образование все больше становится платной услугой, несмотря на большое число государственных вузов. До сих пор выделение образовательных грантов позволяло государству в рыночных условиях обеспечивать конституционное “право граждан на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении”. Однако переход на “накопительную модель” чреват тем, что бесплатное образование превратится в декорацию и декларацию. При этом Конституцию прямо, разумеется, не нарушат. 

“Гранты не прекратятся с 2037 года. Но... количество грантов может измениться или уменьшиться”, - сказал Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек. 

Что это значит? Ну, как вариант, поступить в вуз бесплатно смогут только круглые отличники. Конечно, это замечательно. Но сколько их?! А для остальных, цитируем МНВО: “При недостаточности средств по достижении ребенком 18 лет будет возможность получить льготный кредит для получения образования и воспользоваться дифференцированным образовательным грантом”. 

Вот мы и узнали, что это такое - дифференцированные гранты. Добавка к накоплениям. Но, согласитесь, “бесплатно” и “личные накопления” (пусть даже с участием государства) - совсем не одно и тоже. 

Научный эксперимент
Есть еще один момент. В Казахстане планируют развивать науку. И не из академического интереса, а чтобы приносила доход. Для чего подготовлен проект закона “О науке и технологической политике”. Вот только как с этими амбициозными задачами сочетаются планы превратить высшее образование в платную услугу? 

Не зря ведь у нас уполномоченный орган называется Министерство науки и высшего образования. Потому что первого без второго не существует. 

При этом наука, даже фундаментальная, должна в конечном счете приносить прибыль (хотя “капитализация” научного открытия может, конечно, занимать разное время). Именно так науку понимают в мире последние 500 лет, к этому же подходу пришли, наконец, в РК. 

“Экономика должна стать наукоемкой. Требуется не только проводить исследования и получать патенты, но и внедрять научные разработки в производство. В целях комплексного развития науки предстоит принять новый закон. Ожидаю, что депутаты уделят особое внимание этому законопроекту”, - сказал глава государства на открытии первой сессии Парламента VIII созыва 29 марта 2023 года. 

Разработчик в лице Министерства науки и высшего образования внял, и к началу второй сессии разработанный проект закона “О науке и технологической политике” поступил на обсуждение в Мажилис. А МНВО в это же время, повторимся, выступило с инициативой реформы высшего образования, мотивируя ее экономией двух триллионов тенге в год. Экономией, еще раз уточняем, на расходах бюджета на гранты для наиболее способных студентов, то есть на будущем страны. 

Однако для получения доходов нужно сначала понести расходы, сделать инвестиции. А главные инвестиции научной сферы - мозги. В смысле знания и идеи, гипотезы и открытия, изобретения и разработки ученых, изобретателей, конструкторов... Инженеров, в конце концов. Все они - люди не просто с высшим образованием, а люди одаренные, каких надо выискивать и взращивать. Чего точно не добиться, экономя на социальных лифтах и переделывая университеты в заведения по оказанию “платных образовательных услуг”.