Золотой медалью имени М.В.Ломоносова награждён главный редактор российского делового журнала ТОЧКА ОПОРЫ Владимир Владимирович Чернышёв, видный медиа-менеджер России, член Союза писателей. Престижной награды удостоен самый впечатляющий проект автора – Большой Толковый Словарь, издающийся с 2000г. Корреспондент портала ХелпИнвер Андрей Агеев решил задать лауреату несколько вопросов.
– А где можно достать ваш Большой Толковый Словарь?
– С 2000г до 2010г. – каждый год выходило новое дополненное и усовершенствованное издание. Бестселлер разлетался буквально за 2-3 месяца.
На данный момент выпуск печатной версии пока приостановлен – это весьма дорогостоящая затея. Тем более, любой путь требует остановки, чтобы осмыслить пройденное, рассмотреть будущее. Сейчас словарь обретает цифровую жизнь, разработан сайт https://www.rosslovo.ru, на этот портал в 2022г. начата заливка статей. В интернете проект называется Российский энциклопедический словарь.
– В чём смысл столь дорогостоящих проектов?
– Дело не в цене, дело в нас самих. Не стали ли мы забывать свой родной язык? Появилось много незнакомых слов… Тревога, с которой заговорили наши власти, деятели культуры о необходимости защиты русского языка, понятна. Но без систем фундаментального толка их не решить.
– А как же словари Даля, Ожегова, Ушакова?
– Прекрасные словари. Но в словаре В.И.Даля, к примеру, понятию «реклама» посвящено всего три строки! А ведь ныне – это целая сфера человеческой деятельности. Словари советского периода издавались под неусыпным контролем партийных бонз, цензуры. Так, в 1959г. ЦК КПСС принял постановление о «буржуазных лженауках», запрещены кибернетика, генетика, социология, реклама, маркетинг и т.п. Одно такое решение нанесло стране невообразимый ущерб. Из всех словарей советского периода просто вырезана соответствующая терминология. Соответственно, у нас просто не стало какого-либо кибернетического, социологического, маркетингового, рекламного понимания. Наука уничтожена, низведена до усилий одиночек. Можно ли развивать рыночную экономику страны без маркетинга? В 1990-е гг. даже директора предприятий не понимали, как выстраивать бизнес в новых условиях. Да и сейчас путаются в понятиях. А ведь только маркетинг и реклама, по моим данным, включают порядка 5-7 тысяч специальных терминов. Вот, к примеру, такие словечки, как ай-стоппер, блинкфанг, бусорама…. Какой же вы рекламист, если своих профессиональных терминов не знаете? Асфальтовый каток проехался по социологии – кроме, классовой, марксистко-ленинской, конечно. Эмигрировавший в США на «философском пароходе» Питирим Сорокин в 1922г. через 30 лет по существу создал американскую социологическую школу, разработанные им системы понятий позволяют «проклятым буржуям» не только держаться на плаву, но и развивать экономику, поднимать свой «золотой миллиард». А у нас? Название есть, а существа нет. До сих пор суть рейтинга у нас понимается, как чтиво, а не серьёзный маркетинговый инструмент. Слово «бренд» в России впервые появилось только в 1995г. Не говорю о кибернетике – вся компьютерная, телекоммуникационная и т.п. терминология представляет собой практически сплошные англицизмы. Таких примеров – множество. Разумеется, нужна цельная картина, а порядок в языке, а стало быть, и в голове, в самом понимании, начинается только со словаря. Коротко говоря, каждый читатель должен быть уверен, что, открыв словарь, он найдёт исчерпывающую информацию, изложенную родным и вполне понятным языком. Таким требованиям стремится отвечать Российский энциклопедический словарь.
– А что родного, например, в слове реклама?
– Рассмотрите внимательнее это слово, перед вами возникнет небольшое удивительное открытие. Считается, что возникло оно из латыни, поскольку reclamare – это выкрикивать, кричать. Древние галлы придавали своему боевому кличу магический смысл, оно повергало, по их поверьям, недругов в трепет. Итак, если «re» – это приставка, то корень начинается с букв «cl», то есть по-русски «КЛ». Теперь сопоставим с чисто русскими словами из этого ряда – клич, клацать, восклицание, кликать, кликуша, клокотать, заклятие, проклятие, клевета, клятва, уключина, клёкот, кляп, клянчить и т.д. Смысл – громкий звук! Видно, что в русском языке корень «КЛ» выражает смысл громко произносимых звуков или слов. Такие слова, как клаксон, клавиша, клавесин, кларнет, клакер, кляуза и т.д., растут из одного корня. Всё, что связано с корнем «КЛ», – это есть в изначальном смысле нечто громкое, пронзительное, проницающее. В принципе, мы пришли к важному выводу. Ничего чуждого в рекламе нет! Кстати, если вы откроете Российский энциклопедический словарь, то прочитаете про разницу между рекламой в Европе и рекламой в России. Запад – это крик, это реклама на расстоянии. В России – реклама существовала как изустная традиция, товар нахваливался «из уст в уста». До сих пор у нас не любят крикливую рекламу. Казалось бы, незначительная деталь, но это тот самый случай, когда эффективность рекламы устремляется к нулю.
Все такие переосмысления нацелены на то, чтобы читатель воспринимал рекламу как явление, которое характерно для всех стран и всех народов, в качестве общечеловеческого явления. А не как временное поветрие, случайно занесённое в русский язык. Реклама была всегда. Сам Бог создал рекламу в виде рая на Земле. К этому прекрасному «рекламному образу» тысячелетиями стремится всё человечество. Этот пример показывает, что слово «реклама» с детства знакомо практически каждому человеку, каждому жителю стран Евразии.
– А сколько столь подробно прокомментированных слов в вашем словаре?
– Не считал, да и какой смысл в счёте?
– Хотя бы для понимания, какой он, наш великий и могучий язык. Англичане, например, утверждают, что в английском языке более миллиона слов.
– В своё время задумывался об этом и пришёл к выводу, что число слов в словаре не имеет какого-либо значения. Но при сопоставлении вырисовывается определённая картина, всё познаётся в сравнении.
Скажите, 30 слов, на котором говорила Эллочка-людоедка из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» – это много или мало? Объяснялась же! Наш прапорщик, когда я служил на Кушке, обходился всего тремя нецензурными словами и об спор мог пересказать солдатам практически любой фрагмент литературного произведения.
А теперь более серьёзные цифры. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля – более 200 000 слов. В словарях советского периода количество слов составляло порядка 100 тысяч.
В издававшемся в советский период «Словаре иностранных слов» насчитывалось 23 тысячи слов иностранного происхождения. Изданный в 2014г. «Словарь иностранных слов современного русского языка» включает уже 100 тысяч.
В моём Российском энциклопедическом словаре используется алфавитно-сводный принцип построения. Это значит, что достаточно открыть одну статью, например, «выставка», чтобы обозреть и понять значения различных слов, тяготеющих к этому понятию, а не искать по разным страницам, пытаясь понять, что такое «биеннале» или «триеннале». Иными словами, в одну статью сводится порядка дюжины понятий и это весьма удобно для понимания.
Если в день я пишу примерно 30-50 статей, то в месяц – это тысяча, в год 12 тыс. Разумеется, были перерывы, но за 20 лет работы, полагаю, создано порядка 120 000 статей и это не предел. Сотрудники считали выборочно, насчитали 250 000 статей. На самом деле этого крайне недостаточно для полной картины.
В общем, количество слов ни о чём не говорит.
Что касается того, что англичане гордятся тем, что в английском словаре 1 млн. слов, то пусть гордятся. Во-первых, они эти слова вряд ли знают сами. А во-вторых, наберите в поиске запрос – сколько слов в русскоязычной Википедии. Ответ: более 1млн. 800 тыс. слов.
– Так что же тогда имеет значение?
– Думаю, что словарный запас каждого человека.
Идеалом является богатый словарный запас языка Александра Сергеевича Пушкина. Почти сто лет назад выпущен «Словарь языка Пушкина», в который составители включили более 20 тысяч слов. Показательно, что в языке Пушкина около 6% слов – заимствования. Как выявили лингвисты, в слоге поэта 52% заимствований относятся к французскому языку, около 40% – к немецкому и всего 3,6% – составляли англицизмы.
Ныне считается, что средний словарный запас образованного человека в России составляет более 10 тысяч слов, при этом в активном использовании – порядка 2 тысяч. У профессионалов, оперирующих специальной лексикой, словарный запас может быть больше на 3-5 тыс. слов.
Сами психологи давно подметили, чем больше слов вы знаете, тем богаче вы сами. И не только духовно!
– И в этом поможет ваш словарь?
– В этом поможет каждый человек и только самому себе. Навязывание приемлемым быть не может.
– Так как же быть? Как стать богатым?
– Выпишите, в пример, ряд слов, составляющих суть вашего бизнеса, дохода, благосостояния. И изучайте тему настолько глубоко, насколько вы можете. Раскладывайте предмет на составные слова, добивайтесь того, чтобы получалась определённая система. Здесь бы применить понятия «самый-самый». Пока не станете самым профессиональным специалистом в той области, в которой работаете. Что далее происходит? На определённом этапе количество переходит в качество. И сам язык начинает помогать находить решения, которые ранее и не снились. Уровень квалификации повышается в разы.
Развитие собственного мышления – это отдельная тема, но языковое богатство – это отражение тех реалий, в которых мы оказываемся. Обратите внимание на, казалось бы, мелкую деталь – богатые папы умеют предвидеть, могут вовремя соломки подстелить там, где большинство получают синяки и шишки. А избежать тяжких последствий позволяет только опыт, отражённый в языке, и сам язык, упреждающий опыт.
– Громадное спасибо вам за интервью. К вам можно в дальнейшем обращаться?
– Разумеется, можно. И читателей уместно попросить, присылать вопросы по интересующим их темам. И, конечно, хочется всех вас, дорогие друзья, попросить проложить интернет-дорожки к Российскому энциклопедическому словарю https://www.rosslovo.ru. Пока здесь залиты слова на буквы А и Б, но через три-четыре года здесь будут представлены тысячи, десятки тысяч весьма актуальных и нужных слов. Мы всегда вам рады!