Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоОбразование

О ком звенит последний звонок?

Казахстан в числе аутсайдеров в области образования

За 30 лет независимости страны в системе образования сменились 13 министров, были проведены многочисленные реформы, множество нововведений, однако качество образования не улучшилось ни на йоту. Казахстан вот уже несколько десятилетий находится в аутсайдерах, занимая по версии US News & World Report 71-е место из 78. 

Закончился очередной учебный год, однако отсутствие кадров, низкая квалификация педагогов, несколько раз переиздаваемые в течение года учебники, отсутствие исследований качества образования, переполненность школ никуда не делись. И это не говоря уже о таких глобальных проблемах, как финансирование, отсутствие науки в образовании и независимого контроля самого образования. А ведь без этого нельзя построить сложное производство, диверсифицировать экономику, даже получать полуфабрикаты из сырья. Да и само сырье никто не сможет найти. 

Вместо всего вышеперечисленного — и не только — целый букет никому непонятных реформ, чехарда с министрами образования, количество которых за три десятка лет достигло 13 человек. 

О каком качестве хоть чего-то может идти речь? Если только о разрушении и отказе от прежней, отлично налаженной системы советского обучения, которую не устают ругать на всех перекрестках до сих пор. Однако она отправила человека в космос, позволила миллионам людей получить крепкие знания, в рекордно короткие сроки отстроить страну после самой страшной войны. 

И реформ за предыдущие сто лет в ней было проведено всего-навсего три. Да и те касались глобальных перемен в государстве, никак не связанных непосредственно с системой образования. 

Что же происходит сегодня? 

А сегодня образование — одна из самых реформируемых в Казахстане сфер. Иногда даже возникает ощущение, что каждый новый профильный министр хочет оставить свой след в истории новой реформой. Причем реформирование образования — и среднего, и высшего, и профессионального — в стране началось практически сразу после обретения независимости. 

В начале 90-х это было закрытие детских садов и сокращение количества средних школ. Однако параллельно открывались университеты в регионах. 

При этом любопытно, что до 2000 года в республике профильного министерства не было вообще, только объединенное министерство образования, культуры и здравоохранения, а затем министерство здравоохранения, образования и спорта. И лишь в 2000 году, наконец, появилось отдельное ведомство — министерство образования и науки. Которое не так давно снова подверглось расформированию, поделившись на министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. 

Кстати, тогда, в 2000-х, невзирая на начало строительного бума в Казахстане, среднетехнические учебные заведения, как и в первые годы независимости, финансировались по остаточному принципу. Так что нехватка специалистов среднего звена стала ощутимой уже через несколько лет. Что не могло не сказаться на строительной, да и не только, отрасли. Не случайно в этот сектор начали приглашать зарубежных специалистов, в частности из Турции. 

Тогда же был проведен неудачный эксперимент по переводу среднего образования на 12-летний цикл обучения, причем качество этого обучения серьезно снизилось. Не последнюю роль в этом сыграли новоявленные учебники. Зато прошел бум на открытие частных высших учебных заведений. 

В 2007 году был принят очередной Закон «Об образовании», который вместо начального профессионального и среднего профессионального вводил новые уровни образования — техническое и профессиональное, а также послесреднее. Нововведение привело лишь к тому, что лицеи и колледжи долго не могли разобраться с новым порядком лицензирования. 

Плюс в школах началось внедрение ЕНТ, были запущены пилотные проекты трехъязычного образования, в 2011 году стали внедрять е-learning. Которое, кроме скандала и канувших в Лету более 200 миллиардов тенге, ничем не запомнилось, тем более что во многих школах интернета не оказалось вовсе. 

В 2015 году реформированию подверглось и ЕНТ, которое было разделено на два этапа — национальное и комплексное тестирование. Школьники были в растерянности, теперь им приходилось сдавать подобные экзамены несколько раз в год. 

Вот что говорили в то время экономисты, отмечая падение уровня образования среди казахстанских учащихся всего лишь за какие-то несколько лет. — Продолжаю настаивать на том, что в ухудшении качества образования основную роль играет неуемное стремление его "повысить и улучшить", сформированное в виде реформ. Процесс обучения молодых, а тем более юных людей навыку думать не быстр и близок к процессу созревания или вызревания. От того, что землю около посаженного дерева будут постоянно перекапывать, добавляя одни удобрения, а потом снова перекапывать, добавляя другие, потом просто перекапывать, заодно все время поливая водой, да еще и опрыскивая то одним составом, то другим, плоды на нем не вырастут быстрее или вкуснее, наоборот, скорее всего, они будут слабыми и чахлыми. Для успеха в области образования важны стабильность процесса и уважение к ученику и учителю. Думаю, что именно это должно лежать в основе системы образования и тем более его реформ, — отмечал эксперт Айдархан Кусаинов. 

Может, поэтому с 2016 года профильное министерство взялось за учителей. Точнее, за повышение их квалификации. А с 2021 года изменениям на 95 процентов подверглось дошкольное образование, причем в связи с этим одни детские сады закрывались, другие открывались. Однако сегодня их по-прежнему не хватает. Но постулат, что дети должны приходить в первый класс, умея почти все то, что им раньше было положено знать лишь к концу первого года обучения в школе, превалирует до сих пор. Вряд ли дети становятся от этого умнее, а вот нагрузка, которая не рассчитана на неокрепший организм шести-, семилетнего ребенка, как об этом неоднократно заявляли врачи, продолжает расти. Образно говоря, у детей продолжают отбирать детство, так ничему их и не научив. 

Да и старшеклассники уже не первый год в растерянности – в прошлом году у них перенесли, читай «отобрали», последний звонок, который на протяжении десятилетий звенел 25 мая, знаменуя собой наступление каникул или начало итоговых экзаменов. Однако кому-то это вдруг не понравилось, и дорвавшийся до власти чиновник «предложил» перенести дату на 1 июня. Захотел остаться в истории? Решил перечеркнуть все «старое, отжившее, советское», ориентируясь на зарубежный опыт? Идея широкой поддержки не получила и зависла в воздухе. Как и многие другие, которые витают вокруг Министерства просвещения, ожидая своего часа. 

Вот только к чему все это приведет? 

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: