Экономист и экс-советник в Минэнерго РК Олжас Байдильдинов начал 2024 год в своем телеграм-канале с размышлений о новой реальности для отечественных олигархов и чиновников. Они, как и общество с государством, по мнению автора, плохо готовы к рождающемуся на наших глазах иному, чем прежде, миру.
«Новая реальность, на мой взгляд, заключается в необходимости формирования общественного мнения и противостояния информационным атакам, — отмечает Байдильдинов. — Госкомпании и их руководители абсолютно никак не реагируют на выпады псевдооппозиционеров. Чиновники не привыкли комментировать анонимки от расплодившихся телеграм-каналов, а крупные казахстанские бизнесмены, привыкшие быть в тени, кажется, тоже только начали осознавать это новое время и влияние потоков информации».
На наш взгляд, затронутая автором проблема действительно проистекает от недооценки информации как таковой, но глубже, чем приведенные экономистом аспекты.
Для начала хотя бы кратко обозначим черты, присущие этой самой новой реальности. Основными среди них являются всеобщая цифровизация, непрерывно нарастающий поток информации и глобализация. Они кардинально меняют профессионально-трудовую сферу и социальные связи. В результате новая реальность — это феномен, сочетающий реал и виртуал и меняющий не только привычки, но и влекущий глубокие перемены в мировоззрении и образе мышления. Увы, далеко не всегда в лучшую сторону.
Вряд ли кому-то это нравится, но новая реальность все больше смахивает на тюремные нравы с их неписаным законом «не верь, не бойся, не проси». Эта формулировка применительно к новой реальности нуждается разве что в небольшой корректировке «не верь, не бойся, не лайкуй».
Не верь
«Годы информационной работы (хаотичной или скрыто управляемой), например, против структур Тимура Кулибаева, привели к такому уровню восприятия, что довольно сложно что-либо объективно рассказать (о них. — А.Ж.) СМИ общественному мнению», — говорит Олжас Байдильдинов. И это лишь один из многих примеров того, как публичная необщительность представителей крупного бизнеса оборачивается против них самих.
Но среди богатых персон проклюнулась и другая крайность. Имеем в виду долларового миллиардера Тимура Турлова, который светится в инфополе едва ли не каждую неделю и берется поучать бизнес, власть и народ, как работать и жить. При этом доверие к рекомендациям основателя и главы Freedom Finance снижается минимум тремя обстоятельствами.
Первое — Турлов выступает преимущественно в изданиях, где на долговременной основе маячит реклама Freedom Finance. Прием далеко не новый, заимствованный из старой реальности, конкретно — из многолетней практики CocaCola, McDonald’s и иже с ними. Путем массированного размещения рекламы они приручили изрядную долю национальных и мировых инфоресурсов, за счет чего беспрепятственно продвигают в них свои корпоративные интересы.
Второй фактор вытекает из заявления миллиардера в одном из его многочисленных интервью: «Нам неприятно быть под санкциями страны, войну против которой мы осуждаем. И мы работаем над решением проблемы. Видим в Украине достаточно большой потенциал, в том числе с точки зрения применения банковских, инвестиционных технологий, ипотечного кредитования для развития рынка и скорейшего восстановления страны после войны». Кроме того, в 2022 году Турлов пожертвовал Украине в качестве гуманитарной помощи 2,5 миллиона долларов. Еще три миллиона баксов она получила от Freedom Holding Corp, основателем которой является также Турлов.
Эти слова и действия, на наш взгляд, выставляют молодого миллиардера в трагикомичном свете. С одной стороны, вызывает улыбку то, что, несмотря на фактическое осуждение России и 5,5-миллионодолларовую поддержку Незалежной, детище Турлова угодило не под российские, а под украинские санкции. С другой — очевидна и его опрометчивость. Как Турлов будет выглядеть, если в вооруженном противостоянии одержит верх Россия, ясно без комментариев.
Третья и главная причина скепсиса к его советам в том, что Турлов — плоть от плоти американизированного спекулятивного финансового бизнеса, который лишь в пиар-целях величают «инвестиционным». Как считают предсказавший мировой кризис 2008 года американский эксперт Нуриэль Рубини и многие его коллеги, время такого бизнеса на исходе — скоро он может начать терять не миллиарды, а триллионы долларов.
В отличие от молчунов вроде Кулибаева и говоруна Турлова, не противоречит новой реальности содержание Единого реестра досудебных расследований (ЕРДР) Казахстана за 11 месяцев 2023 года. За этот период в ЕРДР зарегистрировано 40,8 тысячи уголовных правонарушений по ст. «Мошенничество». Они нанесли общий ущерб на 96,5 миллиарда, из которых 38,5 миллиарда тенге потеряли граждане. И без малого половина, 19,9 тысячи случаев, пришлась на интернет-мошенничество, что на 5,8 процента больше, чем годом ранее.
Вполне согласуются с новой реальностью и выводы по итогам 2023 года Государственной технической службы (ГТС), управляемой КНБ РК. «Поскольку искусственный интеллект развивается ускоренными темпами, растет обеспокоенность по поводу распространения все более сложных и интеллектуальных атак, управляемых ИИ, — говорится в сообщении, распространенном ГТС в январе. — Спектр угроз включает в себя дипфейковые попытки социальной инженерии, а также автоматизированные вредоносные программы, которые демонстрируют интеллектуальное поведение, позволяющее обойти обнаружение различными средствами защиты».
ГТС также считает, что киберпреступники будут использовать все более утонченные методы, в том числе программы-вымогатели на основе ИИ. При этом ГТС подчеркивает, что будет развиваться тактика двойного вымогательства, при которой злоумышленники сначала крадут конфиденциальные сведения, а затем шифруют их, создавая дополнительное давление на потенциальных жертв и вынуждая их платить выкуп.
«Ожидается, что в течение следующих 12 месяцев эти атаки станут более изощренными, целенаправленными и убедительными, — предупреждает ГТС. — Злоумышленники могут использовать технологию глубокой подделки, чтобы выдавать себя за доверенных лиц или манипулировать видео- и аудиоконтентом, что еще больше затрудняет возможность отличить подлинный контент от подделки».
Картина в ЕРДР и выводы ГТС — далеко не единственные основания для пользователей следовать одной из тюремных заповедей и не верить чему бы то и кому бы то ни было в общении с незнакомцами в виртуале и телефонных разговорах без утроенной бдительности. Таково одно из суровых правил для тех, кто не хочет оказаться в новой реальности в обокраденных дураках.
Не бойся
Избежать угроз новой реальности за счет ухода из виртуала, во-первых, уже невозможно. Во-вторых, трястись от страха перед ним стыдно точно так же, как в поговорке «волков бояться — в лес не ходить». Не менее стыдно смирение перед якобы неизбежностью вроде утраты личной конфиденциальности, бесконтрольного использования Big Data и ставшего важной приметой новой реальности шпионажа за гражданами через их личные гаджеты. Причем со стороны не только хакеров-мошенников, но и высокотехнологичных компаний.
Мол, я небогат или даже беден, взять с меня нечего, а потому никому не интересен. Такая страусиная позиция головой в песок не спасет.
Виртуальная кража у населения даже внушительных денежных средств — семечки в сравнении с развернувшейся охотой за человеческими душами. Имеем в виду скрытное отслеживание материальных и нематериальных предпочтений и пристрастий, особенностей поведения, недостатков и пороков пользователя. Эта информация после соответствующего анализа и систематизации, в том числе искусственным интеллектом, позволяет с высокой точностью прогнозировать не только потребительское, но и в целом поведение как личности, так и социальных групп. А затем и манипулировать ими в интересах обладателей этих Big Data. В том числе на выборах власти и во время других важных событий.
Эта новая реальность рождает актуальные вопросы к государству. Например, к обоим министерствам, ведающим образованием: почему до сих пор ни в средней, ни в высшей школе нет обязательного курса обучения подрастающего поколения хотя бы основам личной информационно-цифровой гигиены и безопасности? Может быть, потому что, по меткому выражению профессора экономики Алькена Темирбулатова в недавнем интервью, «либеральная «детвора» в Правительстве добивает наше образование»?
Наводит на вопросы к Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП), Правительству и Президенту также недавнее интервью второго отечественного летчика-космонавта, Героя России и Народного героя Казахстана Талгата Мусабаева. «Сенатором меня затолкали, — вспоминает Мусабаев. — Я там старался, врагов нажил. Авиацию нашу ставил на место, потому что там бараны сидят, которые в авиации не работают. Представляете, они сейчас руководят... Это охренеть. Человек, который был директором птицефабрики, возглавляет Комитет
Аэрокосмопром — особая, специфическая, отрасль, где место только профессионалам. Цифровизация и инновации — тоже чрезвычайно ответственные, сложные и хлопотные дела. Насколько отвечает новой реальности микс этих трех в одном?
Показанная ЕРДР и ГТС Казахстана новая реальность предъявляет вопрос и к законодателю: почему при ежегодном нарастании интернет-преступлений использование в них цифровых технологий не признается отягчающим обстоятельством? Что мешает это сделать, как давным-давно произошло с преступлениями, совершенными в состоянии алкогольного и наркотического опьянения? Чтобы за одинаковые суммы украденного обычный вор получал, допустим, три года лишения свободы, а осужденный интернет-мошенник гнил на нарах в разы дольше.
Наконец, общий вопрос государству: почему оно перед угрозами и вызовами новой реальности за редким исключением лишь держит оборону? Давно пора переходить в наступление и безжалостно крушить расплодившуюся борзую виртуал-мразь.
Не лайкуй
В этот посыл вкладываем опять же не отказ от виртуала, но минимизацию в нем личных цифровых следов. Прежде всего это касается присутствия в соцсетях. Они уже минимум как 20 лет перестали быть свободной трибуной самовыражения и обмена мнениями, поскольку полностью контролируются высокотехнологичными монстрами в собственных интересах. Найти сегодня в соцсетях нечто здравое и интересное — все равно, что отыскать перл, перелопатив тонны жидкого навоза. И каждому обладателю аккаунта есть резон призадуматься, насколько ему полезна возня в этой жиже.
Присутствие в новой реальности также требует гораздо вдумчивее подходить к личным комментариям той или иной публикации в виртуале. Первый вопрос после знакомства с ней к себе: заслуживает ли она, чтобы я тратил свое драгоценное время, пусть даже секунды, на составление отклика? Чего я достигну этим откликом, кроме удовлетворения личного тщеславия? Докажу ли, изменю ли что-нибудь? А главное — помнить мудрость «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». В том числе отдавать себе отчет, что самые благие слова могут в результате «интерпретации» обернуться для автора совсем не благом. И хорошо еще, если только насмешками, бывает хуже вплоть до издевательств и травли.
На первый взгляд, с неожиданным призывом выступил в начале текущего января профессор Лондонской школы экономики и лауреат Нобелевской премии Кристофер Писсаридес. Он предостерег молодежь от работы в... IT-индустрии. Так как уверен, что работники, занятые в определенных сферах IT, рискуют потерять работу из-за стремительного развития искусственного интеллекта. В связи с этим нобелевский лауреат советует молодежи развиваться в тех профессиях, которые не смогут быть заменены ИИ. В этой рекомендации тоже скрыт посыл не лайковать бездумно в новой реальности в пользу запредельно широко рекламируемых цифровизации и виртуала.
«Не суйся в дела, которые до тебя не касаются, но будь верен своему делу, а твое дело — любовь к истине, да причем тебе никто и не помешает служить ей, если ты не будешь вмешиваться не в свои дела. Итак, учиться, учиться и еще-таки учиться! К черту политику, да здравствует наука!» — это отрывок из письма Виссариона Белинского от 7 августа 1837 года своему товарищу Дмитрию Иванову. Спустя 80 лет троекратный возглас об учебе превратит в лозунг Владимир Ленин. Следуя избранному Белинским и Лениным алгоритму, можно сказать, что новая реальность требует думать, думать и еще раз думать, включая личные мозги по максимуму.