Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоОбразование

Номады образования

Документальный фильм об образовании в Казахстане

В Алматы состоялся закрытый показ документального фильма Эльмиры Кармановой «Номады образования», затрагивающий вопросы сельского образования. 

Эльмира Карманова — автор видеопроектов «В поисках лучшего образования» (2018), «Әкем туралы» (2017), «Без отцов» (2016), серии подкастов об образовании «Карма догонит» (2022), соавтор книги-практикума по созданию сообществ «В поисках Элемента Икс» (2024). 

Картина «Номады образования» поднимает вопрос неравного доступа к качественному образованию в Казахстане и рассказывает об опыте столичного учителя математики Аралбека Берикулы, который в сентябре 2021 года вместе с командой единомышленников отправился на несколько лет в отдаленный аул Восточно-Казахстанской области, чтобы стать директором сельской школы и развивать первый в Казахстане сельский комьюнити-центр. Население села Кулынжон составляет 700 человек, в школе учится около 180 детей, треть из них приезжает из ближайших сел. Школа смешанная, в ней преподают на казахском и русском языках. Автор фильма дала возможность высказаться учащимся разных возрастов. Один ученик из столицы уговорил родителей перевести его в школу села Кулынжон, чтобы продолжить учебу у Аралбека. 

Герои фильма — учителя из команды Аралбека и педагоги соседних сел, которые поверили ему и стали частью этой школы. Они откровенно рассказывают об особенностях работы в селе и делятся своими взглядами на проблемы системы образования нашей страны. «Сорок пять процентов всех школьников страны живут и учатся в сельской местности, где практически нет дополнительных курсов, творческого развития, хороших учителей, хороших книг. У них меньше возможностей по сравнению с городскими. В этом заключается разрыв в образовании...» — говорит главный герой фильма Аралбек Берикулы. По его мнению, уровень развития городских учителей опережает сельских, и с годами этот разрыв будет увеличиваться. Источник развития для детей в сельской местности — это школа, но она закрывается в два часа дня, в ней нет кружков, занятий для дополнительного развития, раскрывающих потенциал как детей, так и самих учителей. В своей практике он записывал качественные уроки для дальнейшего распространения, начал составлять сборники задач по математике и готовил учителей из числа своих учеников. Дома культуры устарели. По словам Аралбека, кроме запланированных трех-четырех ивентов в год в них ничего не проводится, кинозал на 60 зрителей заполняется наполовину. Отчасти так происходит, потому что мероприятия планируются в центре, без учета пожеланий местных жителей. Аралбек говорит, что во всем районе 19 школ, многие из которых недоукомплектованы. Почему бы ни модернизировать одну из них, ни собрать в ней сильный педагогический коллектив и ни превратить ее в интернат с 7-го по 11-й класс, где будут комфортные условия, бассейн, секции, пятиразовое питание. А в маленьких школах проводить обучение с 1-го по 6-й класс, продлить работу этих школ до шести часов вечера, чтобы дети могли заниматься в кружках по интересам. 

Одним из решений проблемы отсутствия равного доступа к образованию автор картины Эльмира Карманова видит в поддержке низовых инициатив в регионах и консолидации усилий всех стейкхолдеров системы образования. 

Фильм «Номады образования» снят в рамках проекта «ElementX: кочевая школа сообществ». Проект начался осенью 2023 года, когда вместе с командой общественного фонда «КОМУНИТИПЛЮС», соосновательницей которого она является, Эльмира Карманова отправилась в четыре области Казахстана (Алматинская, Туркестанская, Восточно-Казахстанская и область Жетысу), чтобы проводить тренинги по комьюнити-органайзингу и другим «мягким» навыкам для активистов и лидеров локальных сообществ. Целью было вооружить местных лидеров необходимыми практическими инструментами создания и развития устойчивых сообществ для повышения вовлеченности жителей регионов в решение общественно значимых вопросов. По итогам проекта были созданы каталог региональных сообществ и книга-практикум для лидеров комьюнити. Проект ElementX длился 10 месяцев. Говоря о дальнейших планах фонда «КОМУНИТИПЛЮС», Эльмира Карманова добавила, что команда намерена продолжать активную деятельность в сфере работы с региональной молодежью и активистами в целях снижения разрыва в качестве образования. 

Фото предоставлено съемочной группой 

Читайте в свежем номере: