Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоОбразование

Кто кого?

Как школьников Казахстана наказывают за буллинг учителей?

Инцидент случился в Атырау, его "героем" стал ученик, который нецензурно обратился к учителю. Как это произошло и как действующий закон защищает педагогов? 

В ответе за тех... 

Дело об административном правонарушении по статье 435 КоАП РК «Мелкое хулиганство» рассмотрел специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Атырауской области. 

Ученик девятого класса во время занятий выразился нецензурной бранью в адрес преподавателя. В суде мать подростка попросила прощения за неуважительный поступок своего сына. Суд вынес приговор, но наказали не сквернослова, а его мать. Ей выписали штраф на 18 091 тенге (в сокращенном размере). 

Вот уже четыре года в стране действует Закон «О статусе педагога», который призван защищать права учителей. И школьники, и их родители знают, что за оскорбление классного руководителя, предметника, завуча или директора можно схлопотать штраф, но практически никого это не останавливает. Учителей продолжают оскорблять в соцсетях, классах и даже школьных онлайн-чатах. 

Не в бровь, а в глаз 

По данным kazpravda.kz, вопиющий случай произошел в карагандинской школе двумя годами ранее. Тогда мать ученика, который развешивал в туалетах бумажные картинки непристойного содержания, пригласили для беседы. Она пришла в школу и прямо в коридоре вступила в перепалку с учителями. Женщину возмутило, что они посмели поговорить с мальчиком о его хулиганском поступке. Она в нецензурных выражениях оскорбляла директора, учителя и классного руководителя своего сына. Свидетелями скандала стали другие работники школы. Инцидент зафиксировала камера видеонаблюдения, и запись стала главным доказательством вины буйной мамаши. 

Администрация школы обратилась с жалобой в департамент по обеспечению качества в сфере образования. Там приняли меры. В результате несдержанную карагандинку привлекли к административной ответственности за проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей (статья 409 КоАП РК). Ее оштрафовали на 30 МРП, что составляло тогда 83 000 тенге. 

В прошлом году учителя об устных и письменных оскорблениях не заявляли. Зато появились случаи невербальной агрессии в той же Карагандинской области. Инцидент произошел в январе. После «разборок» на словах пятиклассник на уроке английского языка ударил педагога книгой по лицу. Родителей хулигана вызвали в школу, после чего привлекли к административной ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Обошлось без штрафа. На первый раз им сделали предупреждение. 

Животная иерархия 

Напрашивается вопрос: почему в обществе многие позволяют себе пренебрежительное отношение к учителям? Еще 50 лет назад педагог был чуть ли не божеством в глазах ребенка, а родители не смели с ним спорить. 

По одной из версий, в этом виновата система образования. Сложная учебная программа приводит к тому, что дети не усваивают знания. Оттуда берутся якобы заниженные оценки. При этом уроков задают много. В этом винят самих учителей, так как задания и оценки исходят от них. При этом многие родители уверены, что знают о жизни, а уж тем более о педагогической науке буквально больше учителей. В присутствии ребенка они позволяют себе оскорбления педагога. Дети, глядя на это, считают, что им тоже можно. 

Сейчас Правительство борется с этим явлением. Для этого в том числе и утвердили Закон РК «О статусе педагога». Очевидно, этого недостаточно, ведь дело не только в законодательстве и наказании за его нарушение. Роль играет коллективная психология. 

По неофициальным опросам, около 70 процентов казахстанских учителей сталкивались с различными видами травли со стороны учеников. Принято думать, что причина буллинга в школе — недисциплинированный ребенок, подстрекающий остальных детей. На самом деле это не так: любая агрессия исходит от общества в целом. В таких группах обычно все делятся на роли: есть жертва, есть обидчик и есть зрители. Они наблюдают за происходящим, как в театре. Сложность проблемы в том, что, если удалить из «пьесы» обидчика, его место непременно займет другой. И также с другими участниками действа. Роли в коллективах обычно распределяются равномерно. 

При этом психологи отмечают, что дети не нарушают правила просто потому, что им так захотелось. На это нужны причины. К примеру, отсутствие рядом с ними образцового взрослого, который показывает достойный пример поведения в группе. 

Чтобы такого не происходило, учителям нужны курсы кризисной поддержки. Иногда они эмоционально выгорают и теряют авторитет в глазах детей. В этом смысле им необходима поддержка. 

Читайте в свежем номере: