Адаптация детей с особыми образовательными потребностями остается вопросом насущным и весьма сложным. Еще сложнее дело обстоит с развитием инклюзивного образования. Какие шаги предприняты для продвижения в этой сфере?
Инклюзивное образование, направленное на обеспечение доступа к образовательным ресурсам и услугам для всех учащихся, включая тех, у кого есть особенности развития или инвалидность, является одним из важных аспектов современной образовательной системы. Однако реализация инклюзивного образования сопряжена с некоторыми сложностями. Среди них недостаточная квалификация педагогов, недостаток ресурсов, отсутствие адаптированных учебных материалов, проблемы в обеспечении социальной адаптации и неоднозначное отношение родителей и общества.
Меду тем образование является ключевым элементом в любой системе социальной мобильности. Правильное внедрение инклюзивного образования — это шаг к справедливому образованию и равным возможностям всех граждан нашей страны. Но что уже сделано и что может быть сделано еще для продвижения в этой области?
Национальная модель
Министр просвещения Гани Бейсембаев 15 января 2024 года во время заседания круглого стола, на котором присутствовали представители научного сообщества и члены неправительственных организаций, сообщил, что в этом году в Казахстане собираются создать Национальный центр инклюзивного образования: “Специальное образование требует индивидуального подхода к каждому ребенку. С этой целью запланирован запуск Национального центра непрерывного инклюзивного образования. Наряду с этим мы пересматриваем вопрос подготовки и переподготовки кадров.
В программы вузов, выпускающих педагогов, планируется добавить модуль “Инклюзивное образование”, а также разрабатываются новые курсы повышения квалификации для педагогов”.
Уже 5 марта этого года вице-министр просвещения РК Едил Оспан на Конвенции ООН о правах инвалидов в Женеве сообщил то же самое международному сообществу: “Разработаны стратегии и программы по развитию инклюзивного образования, проводятся обучающие семинары и тренинги для педагогов, поддерживаются инициативы школ и учебных заведений. На 68 единиц увеличилась сеть специальных организаций образования. На базе школ открыто 708 кабинетов поддержки инклюзии, 22 ресурсных консультативных центра. Принято около 2,5 тысячи педагогов-ассистентов, 9,7 тысячи специальных педагогов, свыше 12 тысяч педагогов-психологов и социальных педагогов. Разработано более 600 специальных учебных программ. Для формирования безбарьерной и инклюзивной среды в учебных учреждениях будет внедрена Национальная модель непрерывной системы инклюзивного образования”.
Он также отметил, что сегодня свыше 86 процентов школ страны создали условия для получения инклюзивного образования. Цифры, конечно, ободряющие. И тут вроде есть прогрессивное видение. Однако, чтобы более системно изучить вопрос, нужно покинуть высокие международные кабинеты и спуститься в наши реалии.
Настоящие потребности
Стоит заметить, что в Казахстане, по официальной информации, более 200 тысяч детей с особыми образовательными потребностями. Конкретных данных по их местоположению в стране нет, но, надо полагать, что они естественным образом рассыпаны по всей
территории республики. Для получения более подробной информации мы обратились к члену координационного совета при МТСЗН (Министерство труда и социальной защиты населения) Богдану Джепке.
— Во-первых, насколько реальны те 86 процентов школ, в которых есть условия для получения инклюзивного образования?
— Я не видел эту статистику и за весь Казахстан говорить не могу. Давайте только по Алматы... В большей части школ доступ есть, но не хватает учителей-тьюторов и других, нет образовательной программы в 10-11-х классах. Она только готовится, как меня убеждают. А так есть много случаев, когда администрация школ уговаривает перейти на домашнее образование детей с особыми потребностями. Это дети с диагнозами ДЦП, синдромом Дауна, эпилепсией, ментальными нарушениями и так далее. Говорят, что не потянут образовательную программу, что учителя будут приходить к ним домой. Во-первых, на мой взгляд, это нарушение закона — без согласия родителей или опекуна это сделать нельзя. Во-вторых, такому ребенку прежде всего нужны социализация и нетворкинг, то есть общение со сверстниками, тогда будет продвижение в учебе.
— Могут ли, на ваш взгляд, дети с особыми образовательными потребностями обучаться в обычных общеобразовательных учреждениях? Какие проблемы в образовательной системе вы бы выделили?
— Я считаю, что дети с особыми образовательными потребностями не только могут обучаться в школах, но и должны. Нам не нужны специализированные школы. Родителей призываю не бояться и приводить своих деток в простые школы, выходить на площадки перед домом. Сейчас делают инклюзивные площадки, чтобы дети играли все вместе. Что касается проблем, то, как я уже сказал, не хватает специальных учителей для сопровождения особых детей и образовательная программа для таких детей работает плохо. Я тоже с инвалидностью I группы, передвигаюсь на коляске. Учусь на 2-м курсе в AlmaU, там программа адаптирована для всех, доступность есть на всех этажах. Где идет обучение, есть туалет со специальным знаком для лиц с инвалидностью. Каждый студент может и готов мне помочь.
Нехватка учителей
Стоит отметить, что нехватка учителей и учителей-тьюторов остается одной из самых главных проблем. Дело и в сложностях подготовки квалифицированных кадров, и в нуждах каждой отдельной группы детей с особыми образовательными потребностями. Так, например, доктор педагогических наук и профессор Дания Ахметова в учебном пособии “Педагогика и психология инклюзивного образования” пишет: “Для развития ребенка, имеющего ОВЗ (дети с ограниченными возможностями здоровья), необходимо создание условий, при которых он мог бы включаться в процессы своей ресоциализации. Это организация деятельности и создание толерантной среды в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение). Такая среда служит объединению всех участников образовательного процесса, а также оказанию психологической помощи в преодолении кризисов возрастного развития.
Психологи, включенные в технологию сопровождения, призваны способствовать психосоциальной интеграции обучаемых с ОВЗ в общую образовательную среду, а также развитию у них мотивации к успешному овладеванию знаниями, определяемыми общим учебным планом. Без этого все остальные результаты останутся сопутствующими, но не предопределяющими достижение основных целей.
Психологическим механизмом эффективного развития обучаемых в условиях инклюзивного образования выступает постепенное усложнение социально-ролевого поведения детей в процессе общения со сверстниками и значимыми взрослыми. Необходимая предпосылка успешной реализации модели — формирование психологической культуры и толерантности, а также активной субъектной позиции в коррекционно-развивающем процессе образовательного учреждения”.
Таким образом, проблема нехватки квалифицированных учителей, а также учителей-тьюторов негативно сказывается на социализации и ресоциализации детей с особыми образовательными потребностями на всех уровнях. Цифры, предоставленные министерством, выглядят ободряюще, но пока не ясно, как именно будет выглядеть планируемый “модуль инклюзивного образования” и насколько высока будет эффективность подготовленных педагогов. С другой стороны, именно на это следует направить все усилия. Будь то государственные или общественные.
Также Дания Ахметова в другой своей статье под названием “Ускорит ли инклюзивное образование преодоление социальной эксклюзии” пишет: “По глубокому убеждению автора статьи, современный, востребованный в системе инклюзивного образования педагог — это педагог-фасилитатор. Одной из актуальных и сложных проблем профессиональной подготовки к педагогическому труду является необходимость вооружения педагога знаниями и технологией фасилитации. Фасилитация — это психологизированная организация процесса групповой и индивидуальной работы, направленная на выявление сложностей в деятельности и помощь в достижении личностью поставленных целей. Реализация фасилитации позволит повысить эффективность групповой работы, вовлечь в деятельность и заинтересовать ребенка и всех участников группы, раскрыть потенциал субъектов учения; это помощь детям, задача которой — облегчение межличностного взаимодействия группы”.