В начале учебного года депутаты озаботились недостатками в системе воспитательной работы в отношении казахстанских школьников. А также формальным отношением ювенальной полиции и комиссии по делам несовершеннолетних к своей работе.
Об этом в своем депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра РК Ермека Кошербаева заявил мажилисмен Елнур Бейсенбаев. По словам депутата, «за последние два года были реализованы комплексные меры, направленные на защиту прав и безопасности детей, приняты законы, разработаны программы. Однако, несмотря на это, правонарушения и тяжкие преступления в отношении и с участием детей и подростков по-прежнему не прекращаются».
— Вот несколько последних случаев только в Жамбылской области. С начала нового учебного года здесь произошло три трагических инцидента с участием подростков. Так, в одной из школ города Тараза ученик девятого класса подрался со своим сверстником и скончался в туалете. В дальнейшем в районе Шу Жамбылской области произошел трагический случай, когда во время обычной игры в футбол из-за возникшего конфликта ученик десятого класса был избит своим сверстником и в результате скончался. А 1 сентября студент, только поступивший в колледж, был убит сверстником с использованием холодного оружия. Три случая гибели школьников от рук ровесников всего за 15 дней в одном регионе — это тревожный сигнал, требующий неотложной реакции, — говорит депутат.
Официальная статистика, по его словам, также вызывает обеспокоенность. Например, как отмечает Бейсенбаев, «в 2024 году было зарегистрировано 1973 преступления с участием подростков. Из них 130 — как особо тяжкие. А за восемь месяцев текущего года было зарегистрировано уже 938 преступлений, и есть риск, что годовой показатель подростковой преступности превзойдет показатель прошлого года». Особенно ситуация, согласно его данным, обострилась в Шымкенте, Алматы и Астане.
При этом мажилисмен полагает, что вышеперечисленные события являются проявлением недостатков не только в одной конкретной школе или регионе, но и в системе воспитательной работы казахстанского общества в целом.
— В школах приоритет у качества образования, а воспитательная работа зачастую остается лишь на бумаге. В результате среди учащихся недостаточно развиты навыки взаимного уважения и мирного разрешения конфликтов. Это во-первых. Во-вторых, наблюдается психологический кризис среди подростков. Сегодня у детей снижена способность контроля своих гнева и эмоций. И при этом как количественный, так и качественный показатель школьных психологов недостаточен для решения проблемы. Да и ювенальная полиция и комиссии по делам несовершеннолетних выполняют свою работу формально. В-третьих, настало время увеличить ответственность родителей за воспитание своего ребенка, в том числе за его поведение при общении с друзьями, — настаивает Елнур Бейсенбаев. И с ним трудно не согласиться.
Для решения обозначенной проблемы он предлагает вместе с уполномоченным государственным органом рассмотреть вопрос о закреплении на законодательном уровне обязательной ответственности родителей за каждое действие ребенка до достижения им совершеннолетия. Справедливо полагая, что основа человеческих качеств зависит прежде всего от воспитания в семье.
Упомянул депутат и об ограничении использования смартфонов и их влиянии на детскую психику. По его словам, «социальные исследования в мире доказывают, что из-за смартфонов современные дети имеют нестабильное психологическое состояние и такую же адаптацию в социальной среде. Поэтому в развитых странах мира стало трендом ограничение использования смартфонов в школах. Это связано с тем, что такой подход значительно влияет на улучшение успеваемости детей и укрепление дружеских отношений».
Так что вместо поголовного пользования гаджетами, особенно в школах, депутат предлагает, во-первых, внедрить антибуллинговые программы во всех школах, что должно способствовать профилактике насилия среди подростков в образовательных учреждениях. Во-вторых, в каждой школе усилить службу психологической помощи и принять конкретные программы, направленные на систематическое обучение детей предотвращению агрессии, управлению эмоциями и навыкам разрешения конфликтов. В-третьих, спортивные и массовые мероприятия направлять на укрепление командного духа среди детей, воспитание взаимного уважения, привитие им высоких моральных ценностей, а также соблюдение закона и порядка. И, наконец, как итог, для укрепления дружбы между детьми и формирования их тесного живого общения вместо онлайн-взаимодействия ввести в школах меры по ограничению массового использования смартфонов.