Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Главная ценность
ОбществоОбразование

Главная ценность

Будущее школы начинается с уважения к учителю

Коллаж WELAR

Каждый август в Казахстане собираются тысячи педагогов, чтобы обсудить, каким будет новый учебный год. В этом году конференция прошла под ярким девизом «Білім келешегі: адал азамат, кәсіби маман» — «Будущее образования: честный гражданин, профессиональный специалист». На сцену вышел Президент страны. Снова прозвучали слова о цифровизации, школах будущего, искусственном интеллекте и воспитании честных граждан. Слова правильные. Но давайте посмотрим на это все глазами обычного казахстанского учителя.

Учитель сегодня — герой на износ

Средняя зарплата педагога выросла. Об этом власти напоминают часто. Но на практике мы видим: учителя вынуждены брать дополнительную нагрузку, подрабатывать репетиторством, а иногда даже уходить из профессии. Молодые специалисты редко задерживаются в школах. Слишком велик разрыв между ожиданиями и реальностью. Так вот, что касается зарплаты… Педагоги высшей квалификации с педагогическим стажем около 25 лет, надбавками за классное руководство и проверку тетрадей в сельских школах получают максимальную зарплату в пределах 470 тысяч тенге, в городских школах — около 380 тысяч тенге. Минимальная зарплата молодых учителей со средней квалификацией и небольшим стажем составляет в сельской местности 220 тысяч тенге, в городах — около 180 тысяч тенге. Так ли уж много? По данным Бюро национальной статистики, средняя номинальная заработная плата в первом квартале 2025 года составила 423 133 тенге в месяц.

При этом именно учитель должен воплощать ту самую цель, обозначенную на конференции — воспитывать честного гражданина и готовить профессионала. Но как? Если на плечах — бесконечные отчеты, бумажные планы и онлайн-отчетность, которая съедает время, предназначенное детям. А еще родители, любящие выносить мозг по каждому поводу, причем звонок учителю в вечернее время эти «яжематери» считают нормой.

Родители зачастую считают, что школа обязана полностью «сформировать личность» ребенка. А когда возникают проблемы в семье или во дворе, обвиняют учителей: «Вы недосмотрели». Но ребенок живет не только в школе. И воспитание — это в первую очередь ответственность семьи.

Президент Касым-Жомарт Токаев фактически напомнил об этом: давайте честно разделим зоны ответственности. Учитель — за урок и школьную среду, семья — за дом и ценности, государство — за условия. Только так система будет работать. Глава государства четко обозначил: за пределами школы есть семья, общество, государственные институты. И не все можно и нужно перекладывать на плечи учителя. Его задача — учить, воспитывать в рамках школьной среды, формировать честного и профессионально ориентированного гражданина. Все остальное — ответственность других людей. Прежде всего, родителей.

Технологии и реальность

На конференции демонстрировали «школы будущего» и цифровые решения. Искусственный интеллект, онлайн-карты компетенций, новые форматы обучения… Впечатляет. Но простой вопрос звучит так: а у каждой ли школы в райцентре, даже в обычной городской, есть нормальный интернет? А хватает ли компьютеров, чтобы проводить уроки по этим самым новым методикам? Те самые интерактивные доски, о которых все уши давно прожужжали, есть далеко не в каждом классе.

Учителя часто шутят: «У нас ИИ — это не искусственный интеллект, а «изобретательность и импровизация». И в этом есть правда: даже самые современные реформы в итоге ложатся на плечи педагога, который должен выкрутиться и сделать так, чтобы ребенок понял и запомнил.

В последний раз глава государства встречался с педагогами в 2019 году, и его присутствие на нынешней августовской встрече стало важным сигналом поддержки учительского сообщества.

Главная ценность — человек у доски

«Каждый год я жду августовскую педагогическую конференцию как старт, задел на будущее. Республиканская конференция в Астане стала напоминанием о том, что образование — это дело государственной важности. Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: учитель — ключевая фигура в построении будущего. Эти слова особенно откликаются нам, педагогам маленьких аульных школ, ведь и в селе, и в городе мы одинаково несем ответственность за будущее детей», — написала на своей странице в Facebook педагог из небольшого села Каражар в Павлодарской области Зура Жусупбаева.

Президент справедливо отметил: будущее образования — это формирование нравственных ориентиров. Но нравственность нельзя воспитать приказом сверху. Она формируется личным примером учителя. И если сам педагог ощущает уважение к себе, его голос звучит сильнее.

Поэтому, когда мы говорим о «школах будущего», важно не забывать о школе настоящего. Об учителях, которые ежедневно выходят к доске, несмотря на трудности. Которые закрывают брешь между громкими планами и реальной жизнью.

А реалии таковы. Двух педагогов из Кызылординской области, отдыхавших в Турции и посетивших шоу трансвеститов, уволили после того, как они поделились кадрами своего отдыха в соцсети. Недовольными оказались родители, посчитав, что таким учителям не место в школе. Позже в пресс-службе управления образования региона пояснили, что учителей уволили не из-за посещения клуба, а по причине неявки на работу по завершении отпуска. Но мы-то знаем, как это бывает. Тогда экс-министр образования, ныне парламентарий Асхат Аймагамбетов, заступился за кызылординских учителей. Он отметил, что учителя — это обычные граждане со своими правами, и призывал разобраться в ситуации. А в Жамбылской области педагог дошла до Верховного суда, чтобы с ней поступили по совести. В середине учебного года у нее наступил пенсионный возраст. Несмотря на ее заявление о том, что она хочет доработать до завершения года, ее уволили.

«Вопрос защиты прав педагогов всегда должен быть в зоне особого внимания. В своем выступлении я уже говорил о том, что педагоги должны быть освобождены от занятий, не относящихся к их основной деятельности. Однако зачастую на местах власти грубо нарушают требования закона. Прокуратура должна пресекать подобные нарушения. Также считаю, что нецелесообразно за любой несчастный случай с участием детей сразу же наказывать учителей. Если подобный инцидент произошел вне школы или из-за безответственности родителей, то педагог не должен нести ответственность за него», – сказал Президент. И привел пример, когда директор и учителя были привлечены к ответственности и уволены из-за трагического происшествия с участием выпускников в Алматинской области.

Реформы начнутся тогда, когда учителю станет легче дышать

Августовская конференция — это хороший формат для зарождения новых идей, звучания важных слов с высоких трибун. Но реформа станет живой только тогда, когда учитель почувствует разницу не в презентации, а в своем классе. Меньше бумажной рутины, достойная зарплата без «подработок по ночам», современные условия не только в столичных лицеях, но и в сельских школах. Тогда разговоры о «честных гражданах» и «профессиональных специалистах» перестанут быть лозунгами и станут реальностью. Потому что настоящий двигатель школы — это не цифровые доски и не роботы, а учитель, который верит в своих учеников и в то, что его труд действительно ценят.

Августовская конференция в этом году дала редкий и очень важный посыл: педагог — не всесильный герой, не «человек-оркестр», а специалист, у которого есть своя профессиональная миссия.

Если общество и чиновники действительно услышат эти слова, то у казахстанских учителей появится шанс заниматься главным — учить и воспитывать детей в школе, а не «тушить пожары» за ее пределами. И тогда образование действительно станет тем, чем должно быть — пространством знаний и честного диалога, а не свалкой чужих проблем

Читайте в свежем номере: