Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Еще одно сражение с ветряными мельницами
ОбществоОбразование

Еще одно сражение с ветряными мельницами

В Казахстане предложили ввести в школах новый предмет

Аномальная паводковая ситуация вскрыла проблемы, остававшиеся годами незатронутыми. Экология, застройка, проблемы в системах быстрого реагирования и борьбы с паводками — все это только верхушка айсберга. Страшно представить, что ждет нас дальше. Многие говорят о системном кризисе. Однако некоторые депутаты видят решение проблем совсем в ином свете. 

Запрос мажилисмена Максата Толыкбаева на имя Премьер-министра в каком-то смысле символичен. Депутат в своем запросе касался паводковой ситуации и состоянии экологии в стране. Он заключил, что дамбы из искусственных материалов, которые установили, чтобы сдержать воду, приведут к загрязнению окружающей среды. «Теперь, когда вода ушла, если мы оставим эти холщовые мешки и не соберем их все, нас ждет экологическая катастрофа. Кроме того, вода из оврагов смыла много мусора, отходов, туш животных и птиц», — сказал он. 

Подчеркивая проблему, депутат размышляет о более общем значении природы и ее чистоты как необходимой ценности в новом мышлении: «Мы открываем окно и бросаем сигареты, плюемся, даже если идем на стадион или в кино. То, что мы едим и пьем, остается там... Нам нужно изменить свое мышление. Мы должны продвигать чистоту как общую ценность, а при необходимости — даже как дисциплину. Министерству просвещения следует начать проводить образовательные занятия по предмету экологическое просвещение среди учащихся школ». 

Ближе к корню 

Без сомнения, защита окружающей среды — одна из фундаментальных ценностей современного общества. Напомним также, что окружающая среда, согласно 31-й статье Конституции РК, находится под охраной государства, поэтому всякое посягательство и вред в отношении ее должны караться законом. Так нужно ли еще что-то, чтобы повысить осознанность граждан? Вопрос, конечно же, риторический... Но вот введение новых школьных предметов — это точно не решение проблемы. Логическая цепь проблема — мышление — воспитание упрощается до уровня первых уроков школьной математики. Действительно, есть проблемы осознанности некоторых граждан, но это касается далеко не всех, хотя и многих. Существующая ситуация выходит за рамки личной ответственности. Не будем забывать, что дамбы «построены» не от нечего делать, а для того, чтобы защитить жизни и имущество людей. 

Решение, предлагаемое мажилисменом, скорее, популистское, чем продуктивное. Вырвать проблему с корнем не получится. Скорее, мы посадим еще несколько сорняков, с которыми будем вынуждены бороться в будущем. Система среднего образования в нашей стране и так переживает не лучшие времена. Кстати, о ней... 

Новое или старое? 

Вспомним об уже старом «новом» школьном предмете — самопознании. В 2010 году самопознание, разработанное по инициативе Сары Алпысовны Назарбаевой, стало обязательным предметом в школьной программе для всех учащихся с 1-го по 11-й класс. В 2022-м предмет был отменен официально. Столь короткая жизнь образовательного предмета объясняется, понятно, политическими причинами, но, если бы его создание опять же было вызвано не конъюнктурой, а действительной необходимостью (как IT, например), у него, возможно, нашлись бы заступники. 

Если коротко, самопознанием называлась система воспитания и обучения, обеспечивающая гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся. Но это в официальных терминах. На деле учебники почти не содержали никакой практической информации, а на уроках ученики занимались пространными рассуждениями о целях своей жизни. Самое интересное, что предмет оставался обязательным вплоть до старших классов. То есть в самый разгар подготовки к ЕНТ вместо подготовки к экзаменам ученики были вынуждены оценивать качества своих соседей или рассуждать о красоте. 

Полезность самопознания, конечно же, сомнительна. Много раз жаловались и родители учеников, и сами учителя. За 10 лет существования предмета в школьной программе были созданы сотни тысяч учебников, которые теперь уже никому не нужны, а в университетах появилась специальная программа, которая готовила будущих преподавателей самопознания. Справедливости ради заметим, что после отмены предмета студентам направления «Социальная педагогика и самопознание» было предложено перевестись на другие направления. К слову, цели самопознания во все времена решались изучением гуманитарных дисциплин — литературы, родного языка, истории, философии. 

Государство потратило кучу средств и сил впустую. История не нова, это происходит не впервые... Но здесь есть вот какой момент — среднее образование в нашей стране скатилось на невероятно низкий уровень. Школы переполнены, учителей не хватает, а разница между сельским и городским обучением колоссальна. В опубликованных в декабре результатах исследования ОЭСР («Организация экономического сотрудничества и развития») казахстанские школьники заняли 61-е место по чтению, 46-е по математике и 49-е место по естествознанию. Всего участвовали школьники из 81 страны. 

Попыток реформировать школьную систему было много, однако эффективность всех этих реформ под большим вопросом. 

А что с проблемой? 

Вернемся к защите окружающей среды. Так или иначе информация о защите окружающей среды содержится в базовых школьных предметах. Таких как, например, естествознание. Особые занятия по экологическому просвещению могут быть введены как один урок в рамках классных часов или того же естествознания. В любом другом виде для них не только нет места, но и необходимости... 

Борьба с загрязнением окружающей среды может включать в себя и более эффективные рычаги давления и стратегии. Например, введение строгих законодательных актов, регулирующих выбросы вредных веществ в воздух, воду и почву, или введение налогов на выбросы, развитие технологий переработки и утилизации отходов или введение систем компостирования органических отходов. 

Напомним, что эффективная борьба с загрязнением окружающей среды требует комплексного подхода, включающего законодательные меры, технологические инновации и новые системы управления отходами. Внедрение этих средств гораздо значительнее повлияет на уровень загрязнения, а также поспособствует устойчивому развитию, обеспечивая чистую и здоровую окружающую среду для будущих поколений. 

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: