В Казахстане продолжают открываться филиалы иностранных вузов на базе казахстанских университетов. Что это — модный тренд или у молодежи действительно появилась возможность получить «импортное» образование?
Билет в один конец
Высшее образование — последняя ступень, преодолев которую юноши и девушки вступают в полноценную взрослую жизнь. Увы, но так сложилось, что нередко выбор профессии оказывается ошибочным, неподходящим. Осознание этого приходит на втором-третьем курсах, когда что-то менять уже сложно. Некоторые студенты доучиваются только ради «корочки», а после выпуска начинают работать в другой сфере. Единицы меняют факультет и переучиваются. Особняком держится образование в иностранных вузах за рубежом, главными преимуществами которого являются высокий уровень подготовки студентов, признание диплома в значительно большей географии стран и, что немаловажно, возможность закрепиться в лучших компаниях мира уже на этапе практики.
Но поступить в иностранный вуз на грант крайне сложно из-за очень высокой конкуренции. Можно обучаться платно, но такое образование далеко не каждому по карману. Для сравнения, в Казахстане для большинства специальностей стоимость года обучения составляет около 1,1 миллиона тенге. А, скажем, в Великобритании или США в пересчете на национальную валюту — около 20 миллионов тенге, к которым следует добавить траты на проживание — около пяти миллионов тенге в год. Такая финансовая нагрузка не по карману даже многим зажиточным казахстанцам, не говоря уже о тех, у кого реальная заработная плата недотягивает до средней по стране (номинальная ЗП по РК в І квартале 2024 года составила 382 279 тенге).
При этом все помнят историю старта проекта «Болашак», когда казахстанские бакалавры обучались в иностранных вузах за счет государства. Это было действительно круто. Правда, так сложилось, что некоторые студенты, узнав, как учатся и работают «там», возвращаться отказывались. За границей нашей молодежи предлагали хорошие условия, которые невольно приводили к «утечке мозгов». Как результат, стартовав в 1993 году, в 2011-м в системе «Болашак» бакалавры не принимают участия. Теперь участником программы может стать кандидат для получения степени магистра, доктора философии (PhD), доктора по профилю и еще ряда категорий, в которые вчерашние выпускники школ не попадают.
Однако и это не означает, что возможности получить «корочку» иностранного вуза нет в принципе.
Дуплет
По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева в стране начали открываться представительства зарубежных университетов, и с 2021 года в разных городах уже работают 14 филиалов мировых вузов. Также в рамках реализации поручений главы государства и Концепции развития высшего образования и науки на 2023-2029 годы работа по их расширению продолжится.
Сегодня в Казахстане на этапе запуска 27 филиалов зарубежных вузов, семь из которых начали работу в сентябре 2024 года:
- Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева на базе Таразского регионального университета имени М. Дулати;
- Университет Лотарингии (Франция) на базе Казахского национального педагогического университета имени Абая;
- Университет Гонконга на базе Казахского национального технического исследовательского университета имени К. Сатпаева;
- Пекинский университет языков и культуры на базе Астанинского международного университета;
- Университет Анхальта (Германия) на базе Алматинского энергетического и коммуникационного университета имени Гумарбека Даукеева;
- Университет Квинс (Ирландия) на базе университета Нархоз;
- «Мастерская Лу Бань» (КНР) на базе Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева.
Преимущества обучения в филиалах зарубежных вузов очевидны, ведь таким образом открывается уникальная возможность получить диплом вуза, признанного в мире, не выезжая за пределы Казахстана. С экономической точки зрения это колоссальная экономия денежных средств, а главное — новые возможности для молодежи. Ведь ключевыми целями открытия филиалов в РК было обозначено развитие отечественной системы высшего образования и повышение его качества. Страна уже прошла тот путь, когда вузов в стране было бесчисленное множество, а вот качество образования во многих из них оставляло желать лучшего. Как следствие, мы получили большое число юристов и экономистов, которые со своими дипломами работают в сфере обслуживания или попросту таксуют. В свою очередь, с теми выпускниками, которым удалось получить «импортное» образование, такой тенденции нет.
Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек еще в августе этого года ответил на главный вопрос — какой диплом получит студент после окончания филиала заграничного вуза? Тогда же он анонсировал данные о стипендиатах.
«В рамках стратегического партнерства будет реализовано 97 образовательных программ бакалавриата и 19 магистратуры. В результате студенты смогут получить дипломы казахстанского и ведущего зарубежного вузов. На данный момент по филиалам зарубежных вузов уже освоено 1014 грантов», — сообщили в Миннауки. Но здесь нужно четко понимать, что близость географическая не означает такую же доступность.
Все решает «голова»
Для поступления в национальные вузы Казахстана необходимо пройти ЕНТ и набрать не менее 65 баллов из 140 возможных. В другие вузы порог ниже — от 50 баллов. Но, несмотря на то что филиалы иностранных вузов располагаются на базе казахстанских, поступить в них путем сдачи ЕНТ нельзя. Даже если по ЕНТ будет самый высокий балл, это не будет играть никакой роли, поскольку филиалы вправе проводить набор в соответствии со своими требованиями. То есть выдерживаются вступительные испытания, аналогичные тем, что проводятся в головном вузе. Речь не столько о профильных предметах, сколько об уровне знания языков. Стоит учитывать, что при поступлении во многие из филиалов зарубежных вузов абитуриент должен обладать сертификатом IELTS с высокой оценкой. Знание на уровне «со словарем» не даст возможности поступить даже на платной основе. Поэтому, чтобы повысить свои шансы на поступление в филиал, особенно если претендовать на грант, начинать готовиться нужно задолго до окончания школы.
Стоит отметить, что уже в 2025 году число стран, которые представят свои филиалы в Казахстане, значительно вырастет. Сейчас проводится подготовка по запуску целого ряда филиалов авторитетных учебных заведений. Это:
- Политехнический университет Марке (Италия) на базе Жетысуского университета имени И. Жансугурова;
- Университет Гази (Турция) на базе Южно-Казахстанского государственного педагогического университета;
- Университет KAIST (Южная Корея);
- Университет Вусонг (Южная Корея) в Туркестане;
- Университет Миннесоты (США) на базе университета имени Байтурсынова;
- Университет Кардиффа (Великобритания);
- Университет МГИМО на базе Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева;
- Челябинский государственный университет в Костанае;
- Университет Донг-Юи (Южная Корея) на базе университета имени Байтурсынова;
- Университет Дебрецена (Венгрия) на базе Astana IT University;
- «Мастерская Лу Бань» (КНР) на базе Академии логистики и транспорта.
Несомненно, это новый для страны опыт, оценить результативность которого сейчас не возьмется ни один эксперт. Очевидно, есть вопросы по части того же качества образования, ведь сейчас в стране наблюдается дефицит кадров. Кто будет преподавать в этих самых филиалах? Известно, что к этому проекту подключены участники программы «Болашак». Также многие преподаватели проходят обучение за рубежом в целях повышения квалификации и возможности освоения новых предметов. Очевидно, на 100 процентов загрузить педсостав исключительно иностранными профессорами не удастся. Но и вероятность того, что студенты, обучающиеся в зарубежных филиалах, будут получать казахстанское образование исключительно от местных педагогов, исключена. Каждая из представленных стран заинтересована в том, чтобы сохранить должный уровень образования на том же уровне, что и у себя на родине. К примеру, если говорить о российских филиалах, то, согласно законодательству РФ, филиал может осуществлять свою деятельность только при условии, что не менее 50 процентов занятий проводится преподавателями головного вуза.
С чем сложно поспорить, так это с критикой в адрес отсутствия материально-технической базы. Это действительно так, и, скорее всего, в короткой перспективе изменений не будет. Как минимум какое-то время филиалы будут существовать исключительно на базе действующих казахстанских вузов. В мире есть множество примеров, где ведущие вузы мира открывают свои, так скажем, самостоятельные филиалы — вплоть до собственных корпусов, которые никак не зависят от местных университетов. Но такой подход подразумевает большие капиталовложения на старте, что значительно замедляет процесс реализации как таковой.
Казахстан пошел по более оптимальному пути, позволяющему уже сегодня начать подготовку кадров, которые получат международные дипломы, и при должной результативности в будущем филиалы все-таки будут выделяться в самостоятельные учебные заведения. Ведь вопрос не столько в самостоятельности, сколько в создании полноценного цикла. В идеале должна появиться некая коллаборация филиалов вузов с местными индустриями. То есть бизнес должен быть вовлечен в процесс подготовки кадров, что называется, под свои задачи.
Повторим, это новый опыт для страны. Не исключено, что и здесь будут свои подводные камни, однако, если смотреть в комплексе, те инициативы, которые реализованы уже сегодня, дают надежду на то, что у сегодняшней молодежи есть хорошие перспективы. По оценкам Миннауки, благодаря этим решениям экономика Казахстана уже к 2029 году должна получить более 2000 высококвалифицированных специалистов мирового уровня.