В рейтинге по уровню владения английским языком в этом году Казахстан занял 104-е место среди 113 стран. Оценка РК составила 415 баллов. Уровень владения английским в государствах с такими оценками считается очень низким. Среди стран СНГ ситуация хуже только в Таджикистане.
Ограничивают деньги?
Самый высокий уровень владения английским языком зафиксирован в Нидерландах, Сингапуре и Австрии, самый низкий — в Демократической Республике Конго.
Среди стран СНГ, участвующих в рейтинге, Украине, Беларуси, Молдове, России и Армении присудили умеренный уровень владения английским, Азербайджану и Кыргызстану — низкий, а Узбекистану с Таджикистаном, как и РК — очень низкий.
Согласно данным рейтинга, среди всех регионов Казахстана лучший уровень владения английским языком наблюдается в Павлодарской области — региону присудили 476 баллов. Наихудший показатель зафиксирован в Туркестанской области — всего 335. Среди крупных городов страны Астане присудили 485 баллов, Актобе — 450, Алматы — 438, Актау — 413, Таразу — 352, Шымкенту — 347, Караганде — 343, Кызылорде — 337.
По данным бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, по итогам ноября цены на курсы по изучению иностранных языков в Казахстане выросли на 11,8 процента за год.
В региональном разрезе сильнее всего удорожание ударило по кошелькам жителей Жетысуской области — сразу плюс 60 процентов. Среди антилидеров также оказались Алматы (плюс 25,9 процента), Карагандинская (плюс 20,1), Костанайская (плюс 17,4) и Атырауская (плюс 16,1) области. В Астане, Шымкенте и Алматинской области цены остались на уровне ноября прошлого года.
Меньше слов, больше дела
Как отмечают казахстанские лингвисты, многие казахстанцы знают английский язык, но, как правило, эти знания ограничиваются простейшей грамматикой из школьной программы. Мы запоминаем какие-то слова благодаря отрывкам из песен, названиям кинофильмов, но хорошего разговорного английского у большинства граждан нет. Все из-за отсутствия системности, единого построения в изучении и практики как таковой. Мы изучаем язык кусками. Начинаем учить в школе по определенной программе, которая не имеет завершенности. В университете — почти то же самое. Повтор грамматики по одному и тому же кругу отбивает какое-либо желание углубляться в обучение.
Для того чтобы изменить ситуацию, необходим системный подход. Как советуют отечественные лингвисты, нужно больше практики. Постройте изучение языка не на бесконечном повторении грамматики, не на методе “слово — перевод”, а на разговорных шаблонах. Это самый действенный способ. При этом необходимо постоянно изъясняться на английском. Меньше упражнений и больше внимания практической стороне. Язык — это живой организм. Нечто, что должно быть построено на уровне рефлексов.