В Казахской архитектурно-строительной академии (КазГАСА) 20 марта состоялась международная сессия «Взаимодействие с партнерами в Алматы» в рамках престижной образовательной бизнес-миссии British Expertise International в Казахстане.
В Астане прошла предваряющая ее бизнес-встреча министра высшего образования РК Саясата Нурбека с представителями британской компании, занимающейся проблемами изменения климата, образования, профессиональных навыков и международного развития на быстрорастущих рынках. Министр подчеркнул важность развития международных образовательных связей: «Сотрудничество с британскими экспертами в области высшего образования является стратегически важным для Казахстана. За три года нашего взаимодействия с British Expertise International мы существенно продвинулись в понимании и внедрении международных образовательных стандартов. Масштаб этого сотрудничества вырос в десятки раз, что свидетельствует о взаимной заинтересованности и эффективности наших совместных проектов».
По словам министра, такие встречи способствуют не только обмену опытом, но и формированию конкретных механизмов привлечения иностранных инвестиций в образовательную сферу Казахстана, что особенно актуально в условиях демографического роста и возрастающей потребности в качественном образовании.
В КазГАСА делегация прибыла в составе восьми ведущих британских экспертов высшего образования, а также руководителей ведущих университетов Казахстана, включая Astana IT University, Nazarbayev University, Казахско-Британский технический университет.
Во время панельных дискуссий участники обсудили развитие технологий и искусственного интеллекта в образовании, обеспечение качества в высшем образовании, трудоустройство и навыки непрерывного обучения, а также механизмы привлечения частных инвестиций в образовательную сферу Казахстана.
Одним из вопросов, касающихся казахстанского образования, на этих встречах обсуждался демографический вызов. Как отметил учредитель Международной образовательной корпорации (МОК) Айгазы Кусаинов, замечен «беспрецедентный рост: за последние пять лет количество выпускников школ увеличилось вдвое — с 143 000 до 280 000 человек ежегодно. К 2029 году мы прогнозируем уже более 550 000 выпускников в год. Этот демографический вызов требует коренной трансформации всей системы образования».
Для улучшения качества образования сегодня, по мнению экспертов, требуется его обновление через интеграцию в мировое образовательное пространство. Глава британской компании Луиза Эдвес подвела итоги всех встреч в Казахстане и заключительной на данном этапе на территории КазГАСА.
— Сессия в КазГАСА стала кульминацией нашей работы в Казахстане. Мы видим огромный потенциал для развития образовательных инициатив. За последние три года Казахстан вошел в ТОП-3 приоритетных для нас стран, и масштаб нашего взаимодействия продолжает расти. Если три года назад во встрече с министром Саясатом Нурбеком участвовали пять человек, то в этом году — уже 140, — сказала Луиза Эдвес.
Также после встречи с министром она отметила: «Министр — человек с харизмой. У него отличное видение, новаторский подход. Более того, он окружен людьми, которые разделяют его амбиции. Очень важно, когда страна начинает с нуля, можно отбросить все устаревшие методы и сказать: «Давайте начнем заново». Это значительно проще, чем реформировать уже сложившуюся систему. В Великобритании, например, если бы мы решили перестроить всю систему образования с нуля, это бы заняло не менее трех лет. В Казахстане же есть возможность ускорить этот процесс, минуя некоторые этапы. Ваша страна имеет относительно небольшое студенческое население, что делает внедрение новых образовательных методов более удобным. Население растет, но вузы, с которыми я общалась, насчитывают от 5000 до 30 000 студентов, в то время как в Великобритании в университетах насчитывается по 60 000 — 80 000 студентов. Поэтому у вас есть возможность быстрее внедрять новые образовательные подходы. Министр также стремится привлекать иностранных студентов в Казахстан.
Это амбициозная цель. Для ее достижения он привлекает мировые университеты, чтобы Казахстан стал образовательным хабом для студентов из Азии. Он привел интересный пример: студент из Австралии предпочел приехать в Казахстан, чтобы получить степень от британского университета. Почему? Потому что это было ближе, дешевле и, возможно, даже безопаснее, чем поездка в Великобританию. Да, образовательный туризм — потрясающая идея. Конечно, потребуется время, чтобы Казахстан стал одним из ведущих академических направлений. Однако здесь важно сосредоточиться на узкоспециализированных областях. Например, многие студенты из Великобритании едут в Восточную Европу изучать медицину, потому что это дешевле и доступнее. Казахстан также может занять определенную нишу, например, в области ИТ, кибербезопасности и искусственного интеллекта. Сейчас, когда из-за ситуации в Украине многие студенты не могут там учиться, они ищут альтернативные страны для образования. Если Казахстан сможет предложить конкурентоспособные программы в этих областях, он привлечет большое число иностранных студентов. Конечно, для этого необходимо финансирование как со стороны государства, так и частного сектора. Сейчас в Казахстане активно строятся новые университетские здания, и это впечатляет. Получить разрешение, разработать проект, построить кампус в сжатые сроки — это огромный прогресс.
В ходе обсуждений и переговоров стороны договорились расширить сотрудничество между британскими и казахстанскими вузами. Особое внимание на встрече было уделено проекту Academic City, который позволит обеспечить студентов комфортабельными общежитиями, предоставит профессорско-преподавательскому составу квартиры, а также создаст современные рабочие пространства помимо дополнительных учебных корпусов. Данный проект рассматривается как комплексное решение инфраструктурных вызовов, связанных с демографическим ростом в образовательной сфере.
Участники встречи обсудили применение искусственного интеллекта в образовании, обеспечение конкурентоспособности казахстанских вузов и механизмы привлечения частного капитала в образовательные проекты как ключевые факторы успешной трансформации системы образования в условиях демографического роста.