Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоОбразование

Делай в жизни правильные ходы

Как происходит внедрение шахмат в школьную программу РК

Казахстанская федерация шахмат открыла новый шахматный класс в одной из столичных школ для детей начальных классов и презентовала платформу Chess class. Событие вроде бы рядовое, однако для детей, желающих заниматься шахматами, очень даже значимое. Особенно на фоне нехватки специалистов, которые бы занимались со школьниками. Об этом и многом другом рассказал вице-президент Казахстанской федерации шахмат Дармен Садвакасов. 

— Как вы знаете, в рамках поручения главы государства был разработан Комплексный план развития шахмат до 2027 года, где важнейшей инициативой явилось введение такой дисциплины, как шахматы, в школьную программу. Поэтому начиная с сентября прошлого года мы развернули пилотные проекты в 42 школах семи регионов Казахстана. В дальнейшем планируем охватить подобной инициативой до 20 процентов всех школ республики. Нас поддержали Минпросвещения, Миннауки и высшего образования, утвердив образовательные программы и программы повышения квалификации преподавателей. Сегодня в рамках всех этих инициатив идет внедрение шахмат в школах в качестве пилотного проекта. Мы уверены, что они развивают интеллектуальные способности у детей, память, логику, критическое мышление, решительность и многие другие качества. Скажу больше — мы параллельно проводим научные исследования, в которых отмечаем, насколько шахматы влияют на развитие ребенка. К слову, такие исследования проводили уже в США, Великобритании и других странах. Но у нас свой подход, с помощью которого мы хотим доказать, что эмпирически шахматы очень полезны. Более того, мы видим большой интерес со стороны родителей, которые приводят ребенка на занятия. И потому считаем, что развитием шахмат мы помогаем нашим детям становиться умнее и формируем интеллектуальную нацию. 

Если говорить о профессиональных шахматах — это отдельное формирование. А если о шахматах в школах, то, например, в прошлом году мы проводили конференцию в Астане, на которую приезжали эксперты из США, Венгрии, Великобритании, Грузии, Армении и Сингапура, которые делились своим опытом внедрения шахмат в школах своих стран. И, как заметил тогда один из испанских специалистов, в Парламенте Испании, который представлен многими политическими партиями, всегда идут споры, и только один вопрос был решен единогласно — внедрение шахмат в школьную программу. У нас же в Казахстане есть очень хорошая спортивная база, очень сильная женская сборная, одна из лучших в мире детско-юношеских сборных, но с точки зрения развития массового спорта, формирования индивидуальных способностей у детей этот проект является особо важным. 

Если у ребенка проявляются другие интересы, в том числе и в спорте, мы все это понимаем. Именно поэтому, как я уже заметил, шахматы в школах охватывают 20 процентов учащихся, у ребенка должен быть выбор. Но радует, что сегодня родители максимально уделяют этому внимание. Вот разве что у нас сегодня не хватает преподавателей, чтобы увеличить количество школ для запуска, хотя в этом году мы планируем запустить проект еще в 350 школах. Была бы возможность, сделали бы это в еще большем количестве, потому как спрос во всех регионах очень высок. К нам приходят руководители управления образования, курирующие заместители акимов, обращаются родители и различные шахматные сообщества, чтобы мы как можно больше открывали шахматных школ и продвигали шахматы в сферу образования. Но пока главным фактором ограничения этого является отсутствие достаточного количества преподавателей, над чем мы сегодня усиленно работаем. Например, формируем видеокурсы, которые планируем запустить в ближайшее время. Разрабатываем методические комплексы, а также отдельно готовим программу «Майнер» в рамках педагогических вузов, с помощью которой планируем обучать будущих учителей шахматам, которые по выпуску будут получать две специальности — «учитель начальных классов» и «учитель шахмат», — рассказал Дармен Садвакасов. 

Читайте в свежем номере: