Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Цифровая ловушка
ОбществоОбразование

Цифровая ловушка

Зависимость от интернета и игр — растущая проблема в Казахстане

Коллаж WELAR

В эпоху цифровых технологий интернет и компьютерные игры стали неотъемлемой частью жизни детей и подростков. В РК, где уровень проникновения интернета достиг 92 процентов в 2024 году, а смартфоны есть у 85 процентов школьников, виртуальный мир все чаще заменяет реальный. Но за увлечением играми и социальными сетями скрывается серьезная угроза: зависимость, которая негативно сказывается на психическом здоровье, успеваемости и поведении молодежи.

Что это такое — интернет-зависимость?

Интернет-зависимость, или интернет-аддикция, — это навязчивое стремление проводить время в сети, которое способствует утрате контроля над своей жизнью. В 2019 году ВОЗ включила игровую зависимость в Международную классификацию болезней как психическое расстройство, характеризующееся утратой приоритета реальных дел в пользу игр. В Казахстане, по данным исследования Национального центра общественного здравоохранения за 2023 год, около восьми процентов подростков демонстрируют признаки интернет-зависимости, а 10 процентов — зависимость от компьютерных игр. Среди симптомов: невозможность сократить время в сети, раздражительность при отсутствии доступа к гаджетам, пренебрежение учебой и общением с семьей.

"Зависимость от интернета и игр у подростков часто начинается с желания уйти от проблем: стресса в школе, конфликтов дома или нехватки друзей. Виртуальный мир дает иллюзию контроля и успеха", — объясняет Айгуль Садыкова, клинический психолог из Алматы. По ее словам, подростки, проводящие более четырех часов в день за играми или в соцсетях, рискуют столкнуться с тревожностью, депрессией и снижением когнитивных способностей.

Чрезмерное использование интернета и игр оказывает разрушительное воздействие на психическое здоровье. Исследование ВОЗ 2022 года, охватившее 280 тысяч подростков из 44 стран, включая РК, показало, что 11 процентов из них демонстрируют признаки проблемного использования соцсетей, а 12 процентов — цифровых игр. Это связано с ростом депрессии, тревожности и низкой самооценки. В стране, по данным ЮНИСЕФ за 2023 год, 20 процентов подростков 11-15 лет сообщали о симптомах психических расстройств, таких как бессонница и апатия, часто вызванных чрезмерным пребыванием в сети.

"Подростки, зависимые от игр, часто теряют интерес к реальной жизни. Они становятся раздражительными, замкнутыми, у них нарушается сон", — говорит Жанар Тлеубаева, детский психолог из Астаны. Она приводит пример 14-летнего пациента, который до 10 часов в день играл в PUBG, что привело к паническим атакам и отказу посещать школу. "Игры дают дофаминовый всплеск, как наркотик. Мозг привыкает, и ребенок не может остановиться", — добавляет она.

Проблемное использование интернета также связано с кибербуллингом, который усиливает чувство одиночества. В РК 15 процентов школьников сталкивались с онлайн-травлей в 2023 году, что, по словам психологов, усугубляет психические проблемы.

Интернет-зависимость напрямую влияет на успеваемость. Исследование, проведенное в Китае в 2021 году, показало, что школьники, проводящие более часа в будни за играми или в интернете, демонстрируют снижение результатов по математике и языкам на 10-15 процентов. В РК аналогичные данные приводит Министерство просвещения: в 2023 году 25 процентов учащихся 7-9-х классов, увлеченных играми, имели средний балл ниже шести.

"Дети, которые много играют, страдают от когнитивных искажений. Они хуже концентрируются, у них падает мотивация к учебе", — говорит Садыкова. Она отмечает, что подростки часто жертвуют сном ради игр, что снижает способность мозга усваивать информацию. Например, 16-летний школьник из Шымкента, с которым она работала, провалил экзамены, так как ночами играл в World of Tanks, спал по четыре часа и не мог сосредоточиться на уроках.

От агрессии до изоляции

Зависимость от игр и интернета провоцирует поведенческие отклонения. ВОЗ отмечает, что подростки с игровой зависимостью чаще проявляют агрессию, склонность к прогулам и конфликтам с родителями. В РК, по данным МВД за 2023 год, 12 процентов правонарушений среди подростков связаны с их чрезмерным увлечением онлайн-играми, включая кражи для покупки внутриигровых предметов.

"Игры, особенно с элементами насилия, могут усиливать агрессию. Подростки переносят модели поведения из виртуального мира в реальный", — поясняет Тлеубаева. Она приводит случай 13-летнего мальчика из Актобе, который после увлечения GTA V начал угрожать одноклассникам, подражая игровым персонажам. Кроме того, зависимость ведет к социальной изоляции: подростки теряют интерес к хобби, спорту и общению, что усиливает их уязвимость к психическим расстройствам.

Самое страшное, что зависимость от компьютерных игр порой приводит к ужасающим трагедиям, выходящим далеко за рамки семейных конфликтов или проблем с успеваемостью. В Казахстане и мире зафиксированы случаи, когда увлечение играми толкало подростков на суициды или акты насилия. В 2021 году в Алматы 16-летний школьник покончил с собой, оставив записку, в которой упомянул, что "проиграл жизнь, как в игре". По словам родителей, он проводил до 12 часов в день за Dota 2, изолировался от друзей и семьи, а давление из-за неудач в игре стало для него невыносимым. В 2019-м в России 17-летний подросток, вдохновленный шутером Call of Duty, устроил стрельбу в своей школе в Казани, убив девять человек. Следствие установило, что он был одержим жестокими играми и перенес их сценарии в реальность. Подобные случаи не редкость: в 2022 году в США 15-летний подросток из Флориды, страдавший игровой зависимостью, совершил самоубийство после кибербуллинга со стороны других игроков в Fortnite. В РК в 2023 году полиция Актобе расследовала инцидент, где 14-летний подросток угрожал одноклассникам ножом, подражая персонажу из GTA V. 

Психологи отмечают, что такие трагедии часто связаны с утратой осознания границы между виртуальным и реальным мирами, особенно у подростков с нестабильной психикой. "Игры с элементами насилия могут усиливать агрессию или депрессию, если ребенок уже находится в зоне риска", — комментирует Айгуль Садыкова, клинический психолог из Алматы. Эти случаи подчеркивают, что игровая зависимость — не просто привычка, а серьезная угроза, требующая немедленного вмешательства родителей, школ и государства.

По данным Национального центра общественного здравоохранения, в 2023 году 70 процентов казахстанских школьников 10-17 лет проводили в интернете более трех часов в день, 20 процентов — более шести. Восемь процентов подростков имеют признаки интернет-зависимости, 10 процентов — игровой зависимости. Пятнадцать процентов школьников сталкивались с кибербуллингом, 20 — сообщали о проблемах с психическим здоровьем, 25 процентов учащихся с низкой успеваемостью увлечены играми или соцсетями. В Алматы и Астане 30 процентов родителей обращались к психологам из-за зависимости детей от гаджетов.

Китай объявил игровую зависимость кризисом общественного здравоохранения: в 2023 году 8,4 процента детей и подростков, около 600 тысяч, считались зависимыми. В 2021-м власти ввели лимит для несовершеннолетних: не более трех часов игр в неделю (по часу в пятницу, субботу и воскресенье). Компании вроде Tencent используют системы распознавания лиц, чтобы отслеживать время, проведенное в играх. Школьникам запрещено играть после 22.00, а донаты ограничены. Нарушителям грозят штрафы. "Эти меры снизили число зависимых на 15 процентов за два года, но вызвали протесты среди подростков", — комментирует Садыкова. Китай также развивает лагеря "цифрового детокса", где дети занимаются спортом и творчеством без гаджетов.

В Европе, где 12 процентов подростков рискуют стать зависимыми от игр, по данным ВОЗ, упор делают на цифровую грамотность. В Финляндии школьные программы учат детей контролировать время в интернете и распознавать признаки зависимости. В Германии работают центры психологической помощи, где подростков обучают справляться со стрессом без гаджетов. В 2023-м Франция ввела ограничения на рекламу азартных игр, чтобы защитить молодежь от лудомании.

В США игровая зависимость затрагивает 0,3-1 процент подростков, но до 7,3 считаются "проблемными игроками". Американские школы внедряют программы по управлению временем, а родители используют приложения вроде Qustodio для ограничения экранного времени. Психотерапия, включая когнитивно-поведенческую, помогает подросткам переосмыслить свои привычки. В 2024-м Калифорния запустила кампанию по информированию родителей о рисках игровой зависимости.

В РК проблему интернет-зависимости только начинают осознавать. В 2023 году Министерство просвещения запустило пилотные программы цифровой грамотности в 50 школах Алматы и Астаны, обучая детей безопасному использованию интернета. В рамках нацпроекта "Здоровая нация" выделено 10 миллиардов тенге на психологическую поддержку школьников, но доступ к специалистам ограничен: на 3,5 миллиона учеников приходится всего две тысячи школьных психологов.

"У нас не хватает ресурсов. В школах один психолог на 500-1000 детей, а в сельских районах их почти нет", — рассказывает Жанар Тлеубаева. Она предлагает ввести обязательные уроки цифровой гигиены и создать центры "цифрового детокса" по китайской модели. 

Айгуль Садыкова добавляет: "Родители должны быть примером. Если мама и папа сами сидят в телефонах, ребенок копирует их поведение". Психологи дают несколько профессиональных советов. 

Установить лимиты экранного времени не более двух часов в день для подростков. Проводить время с ребенком, ходить в походы, отдать детей на спорт, играть с ними в настольные игры. Контролировать контент: избегать игр с насилием или азартными элементами. Обратиться к психологу при первых признаках зависимости. 

Зависимость от интернета и игр — растущая проблема в РК, где 8-10 процентов подростков уже демонстрируют ее признаки. Она разрушает психическое здоровье, снижает успеваемость и провоцирует поведенческие отклонения. Китай борется с этим жесткими запретами, Европа — образованием, США — терапией, но РК нужен свой путь. Программы цифровой грамотности, поддержка психологов и активное участие родителей могут помочь детям найти баланс между виртуальным и реальным мирами. Главное — действовать сейчас, пока цифровая ловушка не захватила целое поколение. 

Читайте в свежем номере: