Среднее профессионально-техническое образование в Казахстане, представленное колледжами и профессиональными лицеями, переживает кризис. Несмотря на государственные усилия по популяризации рабочих профессий и растущую потребность экономики в квалифицированных кадрах, подростки все реже выбирают этот путь. Почему так происходит? Какие социальные, культурные и экономические факторы отталкивают молодое поколение от профессий, которые могли бы обеспечить стабильное будущее?
По данным Бюро национальной статистики Казахстана, на начало 2023/24 учебного года в стране функционировали 711 организаций среднего профессионального образования (СПО), где обучались 548 тысяч студентов. Это на четыре процента больше, чем годом ранее, но рост связан скорее с демографическими факторами, чем с осознанным выбором подростков. Согласно данным Казахстанского института стратегических исследований за 2024 год, только 24 процента выпускников школ рассматривают поступление в колледжи как основной вариант, остальные 58 предпочитают вузы, немедленный выход на рынок труда предпочитают 18 процентов.
Еще более показательны данные о востребованности профессий. В 2022 году молодежь до 28 лет чаще выбирала сферы торговли — 16,8 процента, образования — 13,1 и сельского хозяйства — 11,1, тогда как промышленность, строительство и другие отрасли, требующие рабочих рук, теряли популярность. Например, в горнодобывающей отрасли трудится всего 45 тысяч молодых людей, а в обрабатывающей промышленности — 124,8 тысячи, и эти цифры продолжают снижаться.
Сменить культурные стереотипы
Одна из главных причин отказа от СПО — укоренившиеся в обществе стереотипы. После распада СССР в Казахстане, как и в других постсоветских странах, сформировалось убеждение, что высшее образование — единственный путь к успеху. Колледжи, ранее известные как ПТУ, до сих пор ассоциируются с низким социальным статусом. «Многие родители видят в поступлении ребенка в колледж признак неудачи, а не возможность освоить востребованную профессию», — отмечает Раиля Мухамадеева, кандидат технических наук, доцент Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова, автор статьи о проблемах профтехобразования.
Психолог Асель Жаксылыкова подтверждает ее слова: «Подростки ориентируются на ожидания семьи и окружения. Быть врачом, юристом или айтишником считается престижным, а слесарь или токарь — так себе профессии, обслуживающий персонал. С детства родители вбивают детям в головы мысль о том, что надо учиться хорошо и поступать исключительно в вузы, тогда можно стать успешным человеком».
Кроме культурных стереотипов, ключевую роль в снижении интереса к СПО играют экономические факторы. По данным Министерства труда и социальной защиты населения за 2024 год, средняя зарплата представителей рабочих специальностей в Казахстане составляет 150-200 тысяч тенге, тогда как в IT-сфере или финансах молодые специалисты могут рассчитывать на 300 тысяч и выше. Это создает иллюзию, что вложения в высшее образование окупаются быстрее. Однако реальность такова, что рынок перенасыщен выпускниками вузов: в 2024 году 35 процентов обладателей дипломов работали не по специальности, часто в низкооплачиваемых сферах.
Устаревшая материально-техническая база колледжей — еще одна проблема. Многие учреждения используют оборудование 20-30-летней давности, что не соответствует современным требованиям. Как отмечает экономист Даурен Абен в интервью, «подростки видят, что их будут обучать на станках, которые давно не используются на производстве, и теряют интерес». В 2022 году государство выделило 18 миллиардов тенге на модернизацию СПО, но, по оценкам экспертов, этого недостаточно для полного обновления 711 учебных заведений.
Социальная среда и влияние сверстников
Подростковый возраст — время, когда мнение друзей и социальный статус особенно важны. Анализ центра социологических исследований Qalam за 2023 год показал, что 68 процентов школьников из Алматы и Астаны считают рабочие профессии немодными. «Если все вокруг готовятся к ЕНТ и мечтают о грантах в вузы, выбор колледжа воспринимается как шаг назад», — комментирует социолог Айжан Каримова. Она добавляет, что в сельской местности ситуация иная: там СПО чаще рассматривают как способ начать быстро зарабатывать, но и там молодежь стремится уехать в город, избегая «тяжелого труда».
Эксперты сходятся во мнении, что проблему нужно решать комплексно. Директор Павлодарского колледжа строительства и транспорта Бакытжан Смагулов отмечает: «У нас есть современные мастерские, но стереотипы мешают привлечь студентов. Нужно менять восприятие через СМИ и показывать, что токарь или сварщик сегодня — это не прошлый век, а профессия с хорошим доходом». И приводит пример: выпускники его колледжа зарабатывают до 250 тысяч тенге на заводах, что выше средней зарплаты по региону.
Психолог Азамат Турсунов акцентирует внимание на влиянии родителей: «Многие мамы и папы давят на детей, чтобы те получили диплом, даже если они хотят работать руками. Это вопрос престижа, а не практичности». Турсунов предлагает проводить профориентационные беседы не только с подростками, но и с их семьями, чтобы разрушить мифы о СПО.
В свою очередь экономист Ляззат Шатаева, автор исследования о рынке труда, считает, что государство должно субсидировать рабочие профессии: «Если повысить зарплаты и дать льготы молодым специалистам в промышленности, молодежь сама пойдет в колледжи. Сегодня же они видят, что грузчик в супермаркете зарабатывает столько же, сколько слесарь на заводе».
Для возрождения интереса к СПО нужны не только деньги, но и реформы. Внедрение дуального обучения, когда студенты совмещают учебу с практикой на предприятиях, уже дает результаты: в 2023 году 45 тысяч учащихся колледжей прошли такую подготовку. Однако пока охват ничтожно мал.
Вероятно, проблему могли бы решить агитационные и просветительские кампании в TikTok и Instagram, где молодые рабочие делятся историями успеха. Именно они вполне могли бы изменить восприятие. Главное — показать, что рабочая профессия — это не тупик, а старт. Но увы и ах. Ролики с танцами на улице набирают миллионные просмотры. А видео, например, с токарным станком вообще не существует, как и с другими рабочими профессиями. Опять же вопрос престижа.
Фото Талгата Галимова