Многие казахстанцы получают высшее образование в России. Это не удивительно: дипломы российских вузов ценятся, но еще важнее то, что знания там дают фундаментальные.
Однако сами россияне переживают за свой актив. Мол, выпускники зачастую работают не по специальности. И вот в вузах РФ решили возродить советскую практику распределения. Чем это грозит студентам-казахстанцам? В том числе уже и в этом, наступившем, учебном году.
Распределение — уточним для новых поколений — это обязательная отработка по специальности после окончания высшего учебного заведения. Родители нынешних студентов наверняка помнят эту практику времен Союза. Студент после окончания института или университета должен был отработать некоторое время в определенной организации по направлению.
С распадом СССР эти правила отменили. Но, кстати, не сразу. Мне, закончившему КазГУ в 1994 году, в суверенную уже эпоху, также пришлось пройти через распределение. Другое дело, что тогда это требование превратилось в чистую формальность: обойти его не представляло трудной задачи...
Но вернемся в день сегодняшний.
В последние пару лет в России задумали возродить распределение. Мол, кадров не хватает, лишь треть, например, выпускников-медиков работает по специальности.
Долго обсуждали. Наконец, в начале 2025 года поправки в Закон об образовании относительно обязательной отработки поступили в профильный комитет Государственной думы РФ. В мае ГД предварительно одобрила проект, но потребовала доработать документ. Параллельно НПА выставили для публичного обсуждения, которое завершилось 17 июля. Предложение получило следующий вид. Студенты-бюджетники, окончившие вуз по медицинской специальности (начать реформу решили с них, в перспективе — педагоги, юристы, работники творческих профессий), должны отработать три года в государственных медучреждениях либо частных, но входящих в систему обязательного медстрахования.
При этом отменяют бакалавриат (четыре года обучения), возвращая пятилетнее высшее образование.
Впрочем, решили и решили, их внутреннее дело. Казалось бы.
Однако так получается, что эта затея прямо касается многих граждан из других стран, которые учатся в РФ. Таких вообще немало: ведь российское высшее образование традиционно ценится. Сейчас в РФ насчитывается примерно 400 тысяч иностранных студентов, больше всего — около 60 тысяч — из Казахстана.
Часть из них обучается за счет российского бюджета, так называемые квоты (согласно пункту 3 статьи 78 Федерального закона РФ №273-ФЗ "Об образовании в РФ"). Вот их-то и затронут нововведения.
Без обязательной отработки они (как и все остальные) не будут допущены к периодической аккредитации (раз в пять лет), без которой попросту не смогут трудоустроиться по специальности. Кстати, в первоначальном варианте законопроекта была другая санкция — штраф-компенсация в двойном размере затрат государства на обучение.
Логика законодателей понятна. Человек, получивший образование за бюджетный счет, должен поработать по профессии, особенно когда в данной сфере нехватка кадров. Проблема в том, что отрабатывать придется, скорее всего, в глубинке, где кадров как раз и не хватает. А это, конечно, выпускников не воодушевляет.
И едва ли не больше остальных ситуация тревожит иностранцев (а в их числе и казахстанцев). Кто-то поехал на учебу за границу, чтобы вернуться обратно, у кого-то другие планы, но никто, убежден, не планировал на три года осесть в далекой деревне.
Не забываем, что "на бюджете" учатся, как правило, самые знающие и способные, прошедшие строгий конкурс студенты. Вот этих лучших, получается, и отправят на периферию участковыми терапевтами. Тогда как в ординатуру — чтобы получить специализацию и лечить людей от разных болезней — будут поступать "платники", которые не смогли пройти отбор на бюджетные места.
Кроме того, критики реформы — а таковых достаточно — говорят, что сравнение с практикой распределения в СССР не совсем корректно. Грубо говоря, тогда была политика "кнута и пряника". Молодого специалиста отправляли из университетских центров в провинцию, но при этом, например, давали квартиру.
Сейчас это вряд ли.
Ну и наконец, не допускать выпускников к профессиональной деятельности в условиях, когда кадров и так не хватает, идея, мягко говоря, нелогичная. Вот так: с логики начали, логикой (точнее, ее отсутствием) закончили.
Впрочем, их дело. А вот что касается казахстанцев.
Студенты обеспокоены, что из-за поправок они не смогут завершить образование, как предполагали изначально. Какие теперь могут быть варианты? Перевестись в отечественный вуз, сдав разницу, пока не поздно. Ну или рискнуть доучиться в российском вузе, чтобы затем возвратиться домой, надеясь на то, что неотработка в РФ не повлияет на профессиональную деятельность в РК.
К тому же аккредитации в Казахстане подлежат лишь медицинские организации, а не медицинские работники. Для специалистов же предусмотрены сертификация (раз в пять лет) и аттестация (для руководителей и замов раз в три года) согласно статьям 25, 26 и 27 Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения".
Ну и вообще, разные не только терминологии, но и юрисдикции...
Есть еще одно обнадеживающее обстоятельство. Вышеупомянутые изменения и дополнения, если их примут, вступят в силу с 1 марта 2026 года. И, возможно, тех, кто учится сейчас, не затронут. Ведь закон (усиливающий ответственность), как известно, обратной силы не имеет. С другой стороны, не исключено, в новой версии поправок потому и отказались от первоначальной идеи штрафов, что усиление санкций противоречит данной норме (Конституция РФ, статья 54), тогда как изменение правил подтверждения профессиональной квалификации — ничуть.
Но это в ближайшей перспективе. А вот тех, кто пока лишь задумывается о том, чтобы поступить в российский вуз, новые правила наверняка затронут. Выберут ли они альма-матер в другой стране?
Впрочем, ситуация усложнилась лишь для тех, кто обучается за счет российского бюджета. Есть и «платники». Их реформа не коснется. Во всяком случае, пока.