Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоДетский мир

Школяры и роботы

Совсем недавно сборная Казахстана по робототехнике, состоящая из учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов Жанаозена и Алматы, победила на чемпионате Turkiye FIRST Tech Challenge. В соревновании участвовало более 30 турецких команд и две казахстанские команды Rebels и Queue. Наши победили в битве роботов, получили высокие судейские награды, также получили премию за продуманный дизайн и функциональность робота. 

Новости о том, что казахстанцы выигрывают соревнования по робототехнике, приходят периодически. Это чемпионаты самого различного уровня. То в США, то в Сингапуре, то в Индонезии, то в Словении, то в Турции... Мы привыкли слышать, что в некоторых странах технологические сферы развиваются семимильными шагами. Они на виду и на слуху. И тут победа наших! Это всегда одновременно и удивляет, и вдохновляет. А самое интересное, что речь идет о школьниках. Вернее, о школьных командах. 

Вот, например, казахстанские школьники на соревнованиях по робототехнике в Словении The Slovenian Open VEX IQ competition Full Volume получили главную награду за «Общее превосходство во всех аспектах соревнования» и третье место в категории «Навыки программирования». 

К слову, наши школьники регулярно занимают призовые места на самых престижных мировых чемпионатах в этой сфере, таких как World Robot Olympiad (первый раз соревнования прошли в 2004 году в Сингапуре, это был первый фестиваль состязаний роботов; Казахстан участвует с 2014 года) и FIRST Global Challenge. Доказывают всему миру, что они достойны называться лучшими. 

О каких роботах идет речь, когда мы говорим о соревнованиях? О самых разных. Например, «спортивные» состязания. Роботы выполняют различные задания — нанизывают конусы на балки, перетаскивают предметы, борются, перемещаются на скорость, по определенной траектории... Иногда их делают даже на основе конструктора «Лего». Главное здесь — инженерная мысль. Сделать так, чтобы твой был выше, быстрее, сильнее и т.д. В условиях игры школьники учатся вместе решать глобальные проблемы человечества. Ведь на каких-то соревнованиях и чемпионатах речь идет прямо-таки о научных разработках. И их немало. Вот лишь некоторые из них за последние несколько лет: 

— на World Robot Olympiad в Астане дети представляли роботов, решающих глобальные экологические проблемы: беговая дорожка, которая в течение дня должна накапливать энергию за счет массы человеческого тела, а ночью давать освещение фонарям; прототип установки для производства полного аналога природного газа — биометана; робот, который может вскопать землю, отсортировать деревья и посадить их в землю; 

— на соревнованиях в Сингапуре ребята показали робота, сортирующего атомы водорода и кислорода на имитационном поле (!); 

— на чемпионате в Дубае робот по прозвищу Алпамыс оказался самым способным из чистильщиков дна океана от мусора; 

— старшеклассники разработали прототип умного комбайна, который сам умеет определять на поле зараженную грибком и другими инфекциями пшеницу и объезжать ее стороной, высылая фермерам данные с геолокацией зараженных растений; 

— разработали робота — медицинскую систему, которая включает в себя андроида-терапевта и специальное приложение. Может измерить ваше давление, определить уровень сахара и алкоголя в крови, а также просканировать сетчатку глаза. Робота-медсестру, которая способна облегчить будни медиков. Может поставить укол и произвести дезинфекцию палаты; 

— гравитационные батареи, которые запасают энергию днем и отдают их ночью; 

— Темір-Батыр (железный герой) — робот, который может выступать помощником пожарного. 

И сферу искусства юные «эйнштейны» не обошли стороной:

— робот, способный играть на домбре. Техника сама перебирает струны инструмента и даже подбирает аккорды. Музыку исполняет по нотам, которые занесены в компьютер. Можно контролировать темп произведения. Собрали также юные энтузиасты робота, который умеет танцевать казахский национальный танец «Қара жорға»; 

— робот — учитель домбры. Может сам подбирать ноты и табы. Мелодии запрограммированы с помощью цветового кода, который понятен даже детям. Он может играть достаточно медленно, чтобы ученикам не было сложно повторять движения за ним. 

nvccdecx.jpg

Конечно, эти изобретения в основном пока остаются «инженерной мыслью». Чтобы реализовать такие проекты полноценно, монетизировать их, нужны заинтересованные лица и инвестиции. Но и в рамках обучения это тоже прекрасно, ведь мы говорим о школьниках, которые поднимаются по первым ступеням в профессиях будущего (хотя во многом — уже настоящего). 

Где можно получить знания по робототехнике? По данным Министерства просвещения за 2022 год, в казахстанских школах около трех тысяч кабинетов робототехники. То есть далеко не во всех. Уже давно обсуждается введение уроков робототехники в обязательную школьную программу. Почему бы нет? Давно пора. Эта сфера активно развивается, она интересна детям. Конечно, можно учиться частным образом — существует много платных кружков, курсов, детских технопарков, лабораторий робототехники. 

Стоит вбить в поисковик соответствующий запрос, как возникает масса предложений. Значит, спрос велик. 3D-моделирование, инженерия, программирование — это все составляющие процесса. И груда пластика превращается в движущийся функциональный предмет. 

Согласно исследованию Market Research Future, к 2030 году (уже через шесть лет) объем глобального рынка роботостроения достигнет свыше 200 миллиардов долларов США, а годовой рост превысит 22 процента. Поэтому в наши дни заниматься робототехникой не только модно, но и выгодно. Ежегодно по всему миру тысячи детей посещают инженерные кружки робототехники, которые работают как в общеобразовательных школах, так и при частных центрах. 

Робототехника не только развивает инженерное мышление, но и положительно влияет на творческие способности. Мир давно смотрит в этом направлении. Развивается в нем. И наши ребята не отстают. 

Милена Левченко