Познавательную пресс-конференцию с представителями СМИ организовали эксперты «Лаборатории Касперского» в Алматы, чтобы познакомить с актуальными вопросами, касающимися детской онлайн-безопасности. Основанием для такой встречи стали результаты очередного опроса по этой теме, проведенного среди казахстанских семей.
Есть причины для беспокойства
В свете жуткой трагедии, случившейся в Алматы 16 сентября, когда две девочки прыгнули с крыши девятиэтажного дома, появилось много разговоров и размышлений о том, что на психику детей пытаются влиять разработчики странных интернет-игр. Это лишь предположения, однако все больше людей разного возраста и социального статуса сталкивается с мошенничеством в интернете, становясь жертвами гипноза и шантажа. Речь на встрече шла не напрямую об этом, но о том, как защитить детей в поглощающем их и всеобъемлющем внимании к интернету.
Опрос был проведен компанией «ОнИн» по заказу «Лаборатории Касперского» в 2024 году. В нем участвовало более тысячи казахстанских семей. Выяснилось, что в 15 процентах семей дети в возрасте от 4 до 11 лет имеют доступ к онлайн-кинотеатрам, у 14 процентов есть доступ к онлайн-магазинам и маркетплейсам. Шесть процентов этих детей совсем маленькие — 4-6 лет, а 11 процентов младшие школьники — 7-11 лет. Также дети имеют доступ к вызову такси (14 процентов), музыкальным приложениям (13), доставке продуктов из магазинов и еды из кафе и ресторанов (10).
По данным опроса, каждый десятый родитель в Казахстане терял деньги из-за ошибок детей в Сети. Происходит это из-за случайно нажатой кнопки и недостаточной цифровой грамотности. Когда у ребенка есть доступ к сервисам, которыми пользуются его родители, он, к примеру, может оформить платную подписку на какой-то канал рассылок или платформу, сняв деньги с банковской карты родителей. Также дети часто добавляют в корзину онлайн-покупок выбранные ими новые позиции. Деньги за это списываются, если сразу не отменить подписку.
Родители в случае платных подписок могут нести серьезные материальные потери. К примеру, каждый пятый опрошенный родитель в Казахстане потерял из-за этого свыше 16 тысяч тенге, 11 процентов родителей лишились суммы до 40 тысяч тенге, есть случаи, когда с банковской карты было списано более 400 тысяч тенге. Правда, это случилось пока только у двух процентов опрошенных семей. При этом родители не жалеют средств для приобретения гаджетов своим детям. Если одни выкладывают за покупку от 16 до 80 тысяч тенге, то другие покупают гаджеты на сумму около 400 тысяч. Так поступает около четырех процентов семей.
Вместо родителей воспитывает интернет
Эксперты пригласили на встречу детей в возрасте от 8 до 15 лет, чтобы узнать, с какими проблемами они сталкиваются в Сети. Валерий Зубанов, исполнительный директор «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии и Монголии, поговорил с ними о том, какими приложениями они чаще всего пользуются, спросил участвовали ли они в кибербуллинге, довольны ли тем, что родители ставят онлайн-контроль за их действиями в интернете. На этой встрече, а также при опросе семей выяснилось, что самая популярная соцсеть у детей в Казахстане TikTok. Им для просмотра видео пользуются 74 процента детей. Также в числе самых часто посещаемых платформ оказались YouTube и Instagram.
Родители приглашенных детей ставят контроль за качеством выбираемых программ и ограничение на использование интернета. Ариана, которой девять лет, призналась, что ей не нравится установленный мамой контроль за временем, проводимым в интернете. Не по душе это и десятилетней Жание, и Зангару такого же возраста. Ариана хотела бы проводить в онлайн-играх больше времени. Она сказала, что в некоторых ее любимых играх предлагают совершать монетизацию, но она этого не делала. Жания проводит время на таких платформах, как TikTok, Pinterest, Duolingo. Зангару интересен футбол, а интернет он использует для помощи в учебе.
— Мне не нравится, когда внезапно отключается интернет, — признался Зангар, родители которого установили лимит на использование онлайн-ресурсов.
Каждый из приглашенных на встречу детей знает о мошенниках и боится, что может стать их жертвой. Чтобы этого не случилось, эксперты рекомендуют родителям проводить с детьми беседы, обсуждать правила безопасного поведения в интернете.
— В цифровом мире, как и в реальной жизни, есть свои правила безопасности. Чтобы оградить детей от угроз, важно с раннего возраста обучать их основам цифровой грамотности. Здесь можно провести аналогию с правилами дорожного движения: без регулирования на дорогах было бы очень опасно. При этом нужно не только рассказывать о распространенных угрозах, например онлайн-мошенничестве, но и прививать ребенку навыки финансовой грамотности. Дети должны понимать, что надо внимательно выбирать платные сервисы, следить за своими подписками, стараться не совершать спонтанных покупок и не привязывать без крайней необходимости банковскую карту к каким-то сервисам, — говорит Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности.
Проведенный опрос показал, что чаще всего в интернете дети находят для себя развлечения. Более 60 процентов смотрят смешные видео и мемы, также почти 60 процентов тратят свое время на онлайн-игры, более половины общаются по интернету с друзьями, смотрят фильмы, сериалы, слушают музыку. К урокам по интернету готовятся примерно 40 процентов детей. Есть дети, которым любопытна информация о фильмах, играх, погоде — 39 процентов, новостями и опубликованными в интернете статьями интересуются лишь 11 процентов. Также выяснилось, что 31 процент детей смотрит или читает популярных блогеров, 26 увлекается компьютерами и современными технологиями, 24 процента — модой и красотой, а 21 процент — игрушками.
Что публикуют дети в сетях?
Много среди казахстанских детей и таких, кто проявляет в интернете творческие способности. К примеру, каждый второй ребенок в нашей стране создает собственный контент из фотографий, видео, рисунков, музыки. Это имеет прямое отношение к его увлечениям.
В результате исследования выяснилось, что у более половины опрошенных детей есть личная страница в соцсетях, которую они ведут самостоятельно. При этом некоторые дети заводят аккаунты еще в дошкольном возрасте, в четыре-шесть лет (14 процентов). Чем старше дети, тем они активнее. Среди 7-11-летних личная страница есть почти у половины, в 12-15 лет — уже у 78, а в 16-18 лет — у 84 процентов.
Дети в основном публикуют собственные фотографии, часто демонстрируют домашнюю обстановку, выдают данные о своей школе и нередко выставляют на общее обозрение номер своего мобильного устройства. Номера телефонов в онлайн указывает каждый четвертый ребенок в стране. Выдают дети в общий эфир и информацию о своем хобби, называют имена родных, сообщают свою геолокацию и даже домашний адрес. Все эти данные могут спокойно использовать мошенники.
Кибербуллинг. Как реагировать на его проявления
Андрей Сиденко также обратил внимание приглашенных гостей на то, что ребенок может стать как жертвой, так и участником кибербуллинга. К примеру, в результате опроса выяснилось, что каждый двадцатый родитель в Казахстане знает как минимум об одном случае, когда его ребенок участвовал в травле другого ребенка.
Некоторые родители (пять процентов) признались, что сталкивались с таким явлением однажды, а три процента сообщили, что их ребенок или его друзья даже создавали для этого группы в социальных сетях. Однако каждый четвертый сообщил, что не знает о таких случаях.
Андрей Сиденко сказал, что дети не всегда понимают, какие тревожные состояния могут вызвать у другого ребенка в интернете: «Не каждый взрослый человек легко справляется с угрозами и оскорблениями, а чувствительному и восприимчивому организму ребенка сделать это еще сложнее. Часто грубые нападки в сетях могут нанести ему тяжелую психологическую травму».
Чтобы этого избежать, эксперты в области онлайн-безопасности советуют родителям обсуждать со своими детьми, чем опасен кибербуллинг, учить ребенка не проявлять агрессию в интернете. Также следует предупредить ребенка о том, что если он сам столкнется с интернет-травлей, то не должен испытывать чувства стыда или вины, не должен стесняться просить помощи у взрослых. Также, чтобы оградить ребенка от кибербуллинга, специалисты «Лаборатории Касперского» рекомендуют родителям рассказывать ребенку о правилах цифровой грамотности и этикете, базовых понятиях из сферы кибербезопасности. В этом им может помочь «Азбука кибербезопасности». Детей надо предупреждать и о рисках излишней публикации личных данных, фото и видео в сети, так как такую информацию могут использовать и для кибербуллинга, и для шантажа. В случае если ребенок столкнулся с кибербуллигом, не надо отвечать атакующим его, тем более вступать в диалог. Лучшее решение в этом случае — проявление безразличия и последующая за этим блокировка обидчика. Помогут в беседе с ребенком и примеры кибербуллинга в семьях мировых знаменитостей. Чтобы защитить детей от многих опасностей в интернете, эксперты советуют отслеживать их активность через приложение Kaspersky Safe Kids.
Ценные рекомендации
На встрече эксперты поделились международным опытом проектов по защите детей в сети, а также дополнительно дали и другие важные рекомендации. Они обратили внимание на то, что важно разъяснить детям ключевые понятия в области информационной безопасности, научить их, как противостоять онлайн-угрозам, как защищать свои аккаунты надежными уникальными паролями, которые никому нельзя открывать. Такие пароли должны содержать не менее 12 знаков, состоящих из заглавных и строчных букв, цифр и специальных символов.
— Следует приучать детей не сообщать свои личные и банковские данные без крайней необходимости и не вводить их на сомнительных ресурсах, — рекомендует Андрей Сиденко. — Надо помочь ребенку настроить двухфакторную аутентификацию во всех сервисах, чтобы снизить риск взломов и утечки информации, установить надежное защитное решение на все устройства, которыми он пользуется. Это может быть и такой сервис, как Kaspersky Premium.
Все эти советы основаны на результатах недавнего исследования, согласно которому каждый пятый родитель даже не подозревает, какая информация опубликована в аккаунтах их ребенка. По мнению экспертов, если родители не находят времени для воспитания своих детей, этим начинает заниматься интернет, что сразу же делает мир ребенка небезопасным.