В предыдущем выпуске «Непознанного» мы рассказали о непростых и нередко трагичных судьбах вундеркиндов, рано уходивших из жизни. С конца 1990-х слово «вундеркинд» («чудо-ребенок») начало вытесняться словом «индиго». Кто это?
Изначально индиго — это насыщенный темно-синий цвет. Он получил название от греческого слова «индикон», означающего «красящее вещество из Индии». Там синий пигмент издавна добывали и добывают из растений, в которых содержится краситель индиготин. Натуральный индиго активно использовался и за пределами Индии до 1870 года, когда немецкий химик Адольф Байер создал его синтетический аналог.
Дети индиго — псевдонаучный термин, впервые употребленный в 1982 году в книге «Понимание твоей жизни с помощью цвета» экстрасенсом Нэнси Тэпп для обозначения детей, которые, по ее мнению, обладают аурой цвета индиго. Тэпп считает, что еще с 1960-х многие дети (до 70 процентов в возрасте до 10 лет и 40 процентов 15-25-летних к 1980-м) были индиго.
Широкую известность термин получил в конце 1990-х благодаря упоминанию в источниках, имеющих отношение к нью-эйдж (New Age, буквально «новая эра» — общее название совокупности мистических течений и движений в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера). Всплеск интереса к новому понятию вызвал в 1999 году успех книги Ли Кэрролла и его жены Джен Тоубер «Дети индиго: новые дети уже пришли». Авторы утверждают, что это следствие общения необычных детей с «носителем ангельской энергии», которого они именуют Крайон. Детям индиго приписывают высокий интеллект, необычайную чувствительность, телепатические способности и множество других необычных качеств. Утверждается также, что дети индиго представляют новую расу людей. Явлению уже посвящены десятки книг и несколько фильмов, но единого мнения о нем нет и в помине.
Нет и научных доказательств феномена. Скептически настроенные авторы считают, что явление «дети индиго» носит характер мистификации. Кроме того, значительная часть признаков и качеств детей индиго давно известна психиатрам и психотерапевтам и описывается диагнозом «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ).
Американский доктор философии, преподаватель теологии и истории религий Сара Уидон считает, что социальное «конструирование» детей индиго является ответом на «заметный кризис детства в Америке», что проявляется в росте насилия и СДВГ. Уидон полагает, что родители обозначают своих детей как индиго, чтобы дать «высокое» объяснение их неправильному поведению, вытекающему из синдрома.
«С точки зрения медицины СДВГ — это дефект, — отмечает Дэвид Коэн из Международного университета Флориды. — Это расстройство. Для многих родителей идея одаренного ребенка гораздо более привлекательна, чем признание расстройства».
Коэн обращает внимание на то, что дети, помеченные как индиго, были обучены на дому, имеют те же характеристики, что и те, которые выросли у самовлюбленных родителей и подвергались эмоциональному насилию.
Британо-голландская исследовательница Митци Вальц связала детей индиго с аутизмом. Сторонники концепции детей индиго классифицируют аутистические симптомы как телепатические способности и пытаются придать им позитивные черты. Вальц заявляет, что эти взгляды могут быть опасны, так как родители отрицают наличие нарушений, избегают проверенных методов лечения и тратят большие деньги на вмешательство дилетантов. Вальц также сожалеет, что родители могут передавать детям убеждения, вводящие их в заблуждение.
«Собственно говоря, все черты, которые приписываются этим детям, встречаются у значительного числа их сверстников как вместе, так и по отдельности, — говорит директор российского Института возрастной физиологии Марьяна Безруких. — За 25 лет разговоров о детях индиго не удалось увидеть и обследовать ни одного. Если же говорить о живучести мифов, думаю, что большое внимание к ребенку проявляется у нас очень специфично. Многие родители рассматривают вложения в развитие как инвестицию, которая обязательно должна дать желаемый результат. Но, увы, ребенок не всегда может соответствовать притязаниям родителей, и тогда становится очень востребована идея оригинальности, необычности. Это позволяет снять ответственность с себя и возложить ее на «непонимающих» учителей, воспитателей, общество».
Американский писатель Даниэль Кляйн в эссе The New Kids: Indigo Children and New Age Discourse пишет, что Нэнси Тапп заимствовала идеи у епископа-писателя и одного из основателей Либеральной католической церкви Чарльза Ледбитера, а ее единственные добавления — объявление связи между особыми детьми и цветом индиго, а также утверждение, что включение этой концепции в нью-эйдж является реакцией на диагнозы СДВГ и аутизма.
Тэпп с самого начала объявляла, что один из типов детей индиго должен возглавить новые религиозные движения. А языческая писательница Лорна Теддер с юмором отмечает, что каждая знакомая ей язычница, которая имеет или собирается завести ребенка, считает, что он — уже индиго или обязательно станет таковым.