Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоДетский мир

Танцевать вопреки всему

Выступление Nur-Naz на концерте премии Newsky Award

Танец юных исполнительниц коллектива NurNaz впечатляет эмоциональностью, выразительностью, энергетикой. Прекрасные улыбающиеся лица зажигают ответными эмоциями. Зрители растроганы до слез. 

А все потому, что перед выступлением коллектива ведущий концерта сообщил — на сцене танцуют воспитанницы уральской Областной специализированной школы-интерната для детей с нарушением зрения. И каждая из юных артисток имеет серьезные ограничения в зрении. 

Представительницы танцевального ансамбля Nur-Naz Областной специализированной школы-интерната для детей с нарушением зрения города Уральска выступили вместе с другими участниками концерта на церемонии награждения Международной медиапремией Newsky Award, которая состоялась не так давно в Алматы. 

Главный хореограф — Мажитова Нургуль Куанаевна. В полном составе в группе учатся танцам более 50 детей. Она ставит национальные казахские танцы. Мира Александровна Жарлыгапова — также хореограф в специализированной школе — отвечает за постановку современных танцев. Директор школы-интерната Курмангалиева Жанна Дүйсеновна стремится создать все условия для того, чтобы творческий потенциал детей с особенностями развития раскрывался во всей полноте. 

3. Мира Жарлыгапова.jpg
Мира Жарлыгапова

Как никто другой, Мира знает, что испытывают девочки на сцене, потому что она сама выпускница этой школы. 

«Диагнозы у детей разные. От миопии средней и высокой степени до очень тяжелых заболеваний. К сожалению, у ребенка не бывает одного диагноза, обязательно имеются сопутствующие заболевания. Более осложненные, — говорит она. — И тот факт, что участницы танцевального коллектива Nur-Naz свободно двигаются на сцене перед зрителями, свидетельствует об их решимости, большой работе хореографа и воспитанниц, а также о том, что они многому научились в школе-интернате. К тому же любовь к танцам помогает разрушить любые преграды». 

Как девочки двигаются на сцене? Мира объясняет: «Они приспосабливаются, чувствуют друг друга. Мы заранее репетируем на сцене все движения. Наши танцовщицы видят сцену мутно, расплывчато, но это их не останавливает, так как они долго и упорно тренируются, чтобы выучить каждый шаг и все запомнить — кто рядом и как нужно двигаться. Обязательно учитываются все обстоятельства. Но, когда мы готовимся к мероприятиям, выступлениям, у нас неизменно на первом месте стоит здоровье ребенка. Постановка танца для наших детей — трудоемкий процесс с учетом всех специфических требований». 

Спустя 20 лет Мира Жарлыгапова вернулась в уральскую Областную специализированную школу-интернат для детей с нарушением зрения, где когда-то училась сама: «Для меня это большой шаг. Ведь мои же учителя стали мне коллегами, и это немного странно. Но несмотря на то, что мы общаемся уже как равные, они все равно видят во мне все ту же ученицу, и мне это приятно». 

По словам Миры, все инициативы педагогов поддерживает руководство. Директор уральской школы-интерната Курмангалиева Жанна Дүйсеновна постоянно привносит что-то новое в жизнь учреждения, оказывает всемерное содействие учителям, стремится развивать в детях всевозможные таланты — хореографические, вокальные, спортивные. Для каждого ребенка ищет ту стезю, следуя которой, он сможет максимально раскрыться, развить свои способности и войти в жизнь с высоко поднятой головой. 

Работу специалистов подобной школы можно назвать служением. «Мы все — прежде всего директор, учителя, педагоги — стараемся, чтобы дети были подготовлены к жизни: не только не нуждались в чем-то, а чтобы они могли преодолевать все трудности сами. Наша цель — воспитать их цельными личностями, чтобы они могли самостоятельно идти по жизни. Такова задача нашей школы: несмотря на предписанные ограничения, добиваться возможного, а подчас — и невозможного», — подчеркнула Мира Жарлыгапова. 

Однажды невозможное совершила и она сама: вопреки запретам поступила на хореографическое отделение Музыкального колледжа имени Курмангазы в городе Уральске. Для нее это было резкой, взрывной переменой обстоятельств жизни: «Я говорила всем, что из тихой гавани нашей школы я ворвалась в мчащийся поезд». И таким несущимся вперед составом для Миры стало обучение в училище для обычных студентов, не страдающих какими бы то ни было физическими ограничениями. Когда девушка приняла решение поступать в колледж, она сумела убедить родителей в правильности этого шага, и семья поддержала дочь. 

Поступила Мира на платное отделение, но поставила цель — учиться на условиях гранта. Проявила себя наилучшим образом: получала отличные оценки, показала себя активной студенткой, была в тройке лучших учащихся колледжа. И добилась перевода на грант. Как у нее получилось, учитывая серьезные проблемы со зрением? Она поясняет: «Я брала не физическими данными. Это бывает. Двигателями были мой сильный характер и трудолюбие. И это все благодаря моему учителю Нургуль Куанаевне, которая научила меня не сдаваться. Хочу своим примером показать детям, что все в наших руках. Разве мы добьемся чего-нибудь, если сами себе будем постоянно говорить, что мы слабые и что государство нам чем-то обязано? А так поступают очень многие, к сожалению. 

У нас наступил некий переломный момент: поколение наших детей с особенностями взрослеет, развивается, многое понимает. Дети не питают больших надежд на то, что кто-то придет и все сделает для них. Я хочу стать для моих детей, моих выпускников некой точкой опоры в тех сигналах, которые им даю, потому что сама столкнулась с теми трудностями, которые испытывают наши воспитанники. Стремлюсь, чтобы дети с ограниченными возможностями не стыдились этого. Это моя основная, главная миссия в жизни». 

Когда Мира росла, она столкнулась с тем, к чему не готовили учащихся специализированной школы: в обществе иные из сограждан воспринимали выпускников не с той доброжелательностью, которой те ожидали. 

Подчас сталкивались с негативным отношением. Долгое время она стеснялась говорить, что она инвалид. Об этом знали только люди из ее круга. 

«Но сегодня все иначе. Случился переломный момент, когда повсеместно идет колоссальная инклюзия — все люди равны, все дети равны. Ты можешь свободно сказать: «Да, у меня есть определенное ограничение». Сегодня я могу быть полноценным человеком, целостным и счастливым. И я не волнуюсь за моих воспитанниц», — отметила педагог. 

Мира называет учащихся школы-интерната, в которых вкладывает все силы, сердце и душу, — «мои дети». Не разделяет их с собственными двумя детьми. Она замужем за выпускником своей же школы. Они дружили более 16 лет. У пары двое детей, и все у них хорошо. Супругу сделали операцию, у него теперь стопроцентное зрение. И это одна из степеней свободы для всей семьи. 

«Я хочу, чтобы мои дети, выпускники нашей школы, не выбирали из того, что им можно делать по предписанию врачей, а чтобы они сами создавали нечто — профессии, возможности. Вот это будет классно!» — говорит Мира Жарлыгапова. 

11. Амангул Карагойшиева.jpg
Амангул Карагойшиева

Как переводится название танцевального коллектива Nur-Naz? Nur — «божественный глаз», «божественный дар», «божественный луч», «благословение». Naz — «нежность», «изящество», «грациозность». В это словосочетание вложен глубокий смысл. Если попытаться перевести его на русский язык, то смысл таков — «Покровительство высших сил». И молодая женщина ощущает это чудесное покровительство: «Верю в высшие силы, уважаю все религии. Потому что высшие силы помогают людям. В школе не принято вести разговоры о религии. Но все мы верим в чудо, и у каждого, по-видимому, есть своя вера. И все мы придерживаемся традиций казахского народа». 

Одна из воспитанниц Миры — Амангул Карагойшиева. Хореограф так отзывается о ней: «Девочка — ярчайшая активистка нашей школы. Талантливая, активная. Танцевальный путь начала с первых классов обучения в школе. Ей нравится танцевать, и девочка живет этим». 

Выступление на большой сцене в Алматы коллектива Nur-Naz стало возможным благодаря спонсорскому участию общественного благотворительного фонда United Charity Projects Evolution (UCPEvo). 

«В южной столице нас очень тепло встречали. Все для нас было организовано на высочайшем уровне — отношение, условия проживания, питание. Город принимал замечательной погодой, душевными людьми», — поделилась Мира Жарлыгапова. 

Она отметила, что ученики увезли из мегаполиса не только теплые воспоминания, но и ценнейший опыт выступления на большой сцене с большим количеством зрителей. 

Фото АПН и автора