Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоЧеловек дела

Релокация: место найдется всем?

Слово «релокант» вошло в наш обиход год назад, когда россияне после объявления частичной мобилизации хлынули в Казахстан. Отношение к этому было разным. Но сегодня разговор о том, как прижились те, кто остался в нашей стране, а также о тех, кто по разным причинам вернулся. Основной вопрос, который интересует казахстанцев: что принес нашему государству «великий исход»? Будем опираться на цифры и факты.

Инвестиции в экономику 

По данным агентства Finprom.kz, за год количество действующих юридических лиц с участием зарубежного капитала в Казахстане выросло на 24,3 процента - до 54,4 тысячи. Но только три из четырех из них считаются действующими. В абсолютных числах прирост количества действующих иностранных компаний за этот год достиг 10,3 тысячи предприятий. Большую часть, а именно 78 процентов «новоприбывших», составили предприниматели в сферах торговли, сервиса, IT-кластера, эксперты в сфере административного и вспомогательного обслуживания. В остальных секторах экономики также наблюдается рост, но незначительный. Практически каждое второе иностранное предприятие в РК «родом» из России: 18,6 тысячи фирм против 11,9 тысячи годом ранее. Доля российских компаний в числе действующих зарубежных предприятий в нашей стране составляет 44,9 процента. К слову, активно инвестирует в Казахстан и Турция. У нее второе место. Тройку замыкает Узбекистан, чьи резиденты имеют в РК 2,7 тысячи компаний (плюс 35,7 процента).

Положительные аспекты мобилизации

Массовый въезд россиян после известных прошлогодних сентябрьских событий поначалу вызывал опасение в обществе: а не займут ли они наши рабочие места? Нет. Не заняли. Для многих Казахстан стал лишь перевалочной базой. Россияне двинулись дальше. В тот же Кыргызстан. Для них там оказались более комфортные условия для работы и жизни. Те же, кто остался, трудится либо на удаленке, либо привез сюда свой бизнес. Причем сегодня часть релокантов вернулась домой. По разным причинам. Согласно статистике, в сравнении с началом 2022 года, когда количество юридических лиц из России в Казахстане составляло всего лишь 8000, показатель вырос в 2,3 раза. В начале этого года переезд российских бизнес-резидентов в нашу страну продолжился, но не в том темпе. Рост составлял три-пять процентов в месяц. Летом динамика и вовсе была минимальной: от 0,8 до 1,3 процента. В абсолютных цифрах это плюс 150-230 новых иностранных компаний каждый месяц. К слову, не последнюю роль в этом вопросе сыграло январское Постановление Правительства Казахстана, которое внесло изменения в Правила въезда и пребывания иммигрантов в РК, а также их выезда и Правила осуществления миграционного контроля. Изменились сроки пребывания и условия: не более 90 календарных дней в течение полугода. Продлить сроки можно, оформив разрешение на временное проживание. Для этого нужно предоставить копию трудового договора с казахстанским предприятием.

Упор на малый бизнес

Согласно исследованиям, россияне, как правило, приезжают в Казахстан с малым бизнесом. Три из четырех (14,3 тысячи предприятий) зарегистрированы в сферах торговли, информации и связи, обслуживания и услуг. Например, 20-летний Алексей Чагайдак в мае открыл новое производство под казахстанским брендом по пошиву постельного белья и товаров для дома «Дремота». Подход россиянина к бизнесу основан на применении инновационных маркетинговых технологий и продвинутого финансового планирования. Речь - об использовании искусственного интеллекта в пошиве. Применяет Chat GPT и Midjourney (нейронная сеть) для рекламирования продукции и создания креатива для продвижения компании. В финансовом учете фокус идет на Unit-economy и воронке продаж продукции. Так что казахстанскому бизнесу есть чему поучиться у релокантов. Задачи молодого предпринимателя амбициозны: за один год дойти до ежемесячной выручки один миллион долларов и начать выходить за рубеж. Впрочем, при среднем чеке на постельное белье в 40 000 тенге это не так уж недостижимо. 

1696320274_komp-1.jpg

Из Москвы в павлодарскую глубинку

Среди первых релокантов, прибывших в Павлодарскую область в прошлом году, была семейная пара медиков из Москвы. Причем для жизни и работы они выбрали сельскую глубинку - Иртышский район, граничащий с Россией.

Антон и Маргарита - выпускники медицинского университета имени И.М. Сеченова. Он - врач общей практики, она - хирург. Село выбрали из прагматизма: понимали, что приехавших будет немало и найти место, например в Астане, будет непросто. А здесь и работа есть, и перспективы на будущее хорошие. Казахстан выбрали неслучайно. До отъезда у них были знакомые из нашей страны, так что они имели представление о том, куда едут. К слову, молодых коллег на перроне встречал главный врач районной больницы, а это хороший знак. 

А вот другая московская пара Олег и Наталья уехали в Казахстан в марте прошлого года, а в феврале нынешнего вернулись в РФ, хотя удаленная работа позволяла жить здесь дальше. В какой-то момент попросту захотелось домой: спать в своей постели, есть из своей тарелки. Да и на расстоянии поняли и увидели позитивные стороны жизни в России. 

Согласно социологическим исследованиям российского центра социального проектирования «Платформа», облако ассоциаций, связанных у жителей ближнего зарубежья с понятием «русский», носит в большей мере позитивный характер. Чаще других положительные ассоциации называли жители Беларуси, Узбекистана и Казахстана. По мнению руководителя центра Алексея Фирсова, ключевая причина возврата россиян домой - в сложностях адаптации. Интегрироваться в новую среду сложно. Там действует своя система фильтров, допусков, поддержки своих.

«В разных странах по-разному, но такой легкой интеграции, которая существовала в России, нет практически нигде. Разорванными оказались семьи: жены и дети в ряде случаев оставались в РФ. Меняется и позиция работодателей. Многие компании лояльно отнеслись к переезду сотрудников, наладили удаленный режим. Но долго эта модель работать не может: теряется эффективность процессов. Поэтому персонал попросили определиться: вы или здесь, или там, но уже сами. Как и предполагалось ранее, началась обратная волна», - отметил эксперт. 

Украинские хлопцы в Казахстане

В 2020 году в Северо-Казахстанскую область приехал агроном из Украины Андрей Хохменко, который трудится в международной компании «Кусто Агро Казахстан». По его словам, на севере РК работает около десятка его коллег из Украины. Себя он относит к числу релокантов, так как переехал задолго до событий 2022 года. Первое время жил на две страны, сейчас обосновался в Кокшетау. Его семья бежала в нашу республику от войны из Херсонской области. 

«Думаю, что релокация специалистов из Украины и даже из России идет на пользу казахстанскому сельскохозяйственному бизнесу. Потому что есть люди, которые не могут работать в Украине на оккупированных территориях», - отметил агроном. 

При этом он отмечает, что релоканты новых технологий в Казахстане не внедрили, но поспособствовали усилению уже имеющихся. Например, цифровизации, обновлению сельхозтехники. Релокация идет на пользу местному сельскому хозяйству, ведь квалифицированные специалисты необходимы везде. Теперь у РК есть возможность привлечь таких. 

Российские компании входят в пятерку ключевых инвесторов Казахстана, реализуются 40 проектов на 16,5 миллиарда долларов, заявил Президент РК Касым-Жомарт Токаев на встрече с главами правительств России, Беларуси и Кыргызстана в Астане. 

Читайте в свежем номере: