Смена машины — квест с множеством неизвестных, ведь сегодня свежий год авто не является гарантией отличного состояния транспортного средства. Классический осмотр на подъемнике все еще актуален, но носит второстепенный характер, уступив место всевозможным гаджетам и особому программному обеспечению.
Автомобиль должен быть практичным, надежным и комфортным хотя бы в базовых аспектах. И вот здесь сегодняшний покупатель железного коня сталкивается с непростой задачей. Чиновники привели к тому, что авторынок страны испытывает сильнейший дефицит на фоне ежегодного старения. Здесь с ностальгией вспоминается период начала 2000-х, когда из стран Европы, США и Японии активно завозились машины самых разных классов и комплектаций. Официальных данных о среднем возрасте автопарка в Казахстане за тот период мы не нашли, однако, по мнению ряда автоэкспертов, этот показатель держался в диапазоне от 10 до 15 лет. То есть тогда рынок был практически вдвое моложе, чем сейчас — 22-23 года.
Понятно, что на этом фоне появляется все больше манипуляций, вследствие которых в разы увеличиваются шансы приобретения откровенного шрота. Перекупщики во все времена умели красиво продавать даже «уставшие» автомобили. Но если в 2000-х годах все ограничивалось натиранием кузова полиролью и добавлением в двигатель различных присадок, то теперь все гораздо сложнее и технологичнее.
Самая частая манипуляция с авто заключается в скручивании пробега. Почему это важно? Количество пройденных километров является своего рода маркером состояния машины. Она может быть свежего года и блестеть как конфетка, в детейлинг-центре салон не только доведут до заводского состояния, но и обработают специальным парфюмом «запах нового авто». Однако все эти старания сводятся на нет, если пробег на щитке приборов превышает 400-500 тысяч километров.
Есть условная норма рациональной эксплуатации автомобиля — 10 тысяч километров в год. То есть если у пятилетней машины пробег 50 000 километров, то считается, что она эксплуатировалась в щадящем режиме. Однако на дорогах Казахстана немало автомобилей, на которых пробег подкрадывается к 100 тысячам уже на второй год эксплуатации, не говоря уже о более возрастных экземплярах, что оказывает прямое влияние не ликвидность и цену авто.
Как следствие, скрутка пробега стала полноценным бизнесом с достаточно большой градацией цен. Поскольку сейчас большинство щитков приборов электронные, а аналоговые одометры ушли в прошлое, то все, что нужно для «омолаживающей» операции, — компьютер, соответствующий софт и навыки. Стоимость услуги варьируется от 5000 до 450 000 тенге. На цену влияют год выпуска авто, сложность подготовительной работы, количество электронных блоков и т.д. Найти таких экспертов не составит большого труда, достаточно вбить в Google соответствующий запрос, и к вашему вниманию целый список мастеров. В своих объявлениях авторы не стесняются и открыто пишут, что не задают лишних вопросов, не интересуются причиной скрутки, обещая при этом полную анонимность. Некоторые приводят нескромные примы выгоды такого апгрейда: «+1,7 миллиона к стоимости продажи при инвестиции от 5000 тенге».
В Казахстане специального административного или уголовного наказания за скручивание пробега (одометра) автомобиля не предусмотрено. Продажа машины с фальшивым пробегом не квалифицируется прямо как обман покупателя, и привлечь продавца к ответственности крайне сложно. И вот здесь хотелось бы обратиться к опыту сопредельных стран, где данные манипуляции уже привлекли внимание госорганов. Тема спорная, особенно на фоне порядков в сопредельных странах. В частности, в Узбекистане за скручивание пробега планируют наказывать солидным штрафом. Законотворцы уже подготовили соответствующие поправки, которые были приняты депутатами нижней палаты и отправлены на рассмотрение верхней. Предполагается, что при реализации автомобиля покупатель должен быть уведомлен о любых изменениях пробега, будь то корректировка показаний одометра или замена щитка приборов целиком.
В случае одобрения поправок сокрытие данной информации при условии, что факт скрутки удастся доказать, обернется для продавца штрафом от 10 до 15 базовых расчетных величин (БРВ) или в пересчете на наши деньги — от 171,6 тысячи до 257,4 тысячи тенге.
Понятно, что здесь немало подводных камней. В текущих реалиях будет крайне сложно доказать, кто именно и когда скрутил пробег автомобиля. Однако напомним, что уже с 2025 года в Казахстане идет интеграция ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства). Сейчас их обязаны получать только те автовладельцы, чьи автомобили встают на казахстанский учет впервые. В будущем система должна охватить и все те автомобили, которые уже стоят на учете. Особенность ЭПТС в отличие от классического техпаспорта заключается в том, что в нем указывается гораздо больше информации: номер двигателя (в техпаспорте его не указывают уже с 2013 года), количество ДТП, в которых участвовал автомобиль, и т.д. И здесь, как нам кажется, нелишним бывало бы добавить такой пункт, как пробег автомобиля. В этом случае, даже если машина сменит с десяток владельцев, будет не так сложно вычислить того, который позволил себе обнулить одометр.
Несмотря на высокую технологичность маскировки реального состояния авто, есть способы ее разоблачения. Как в мире IT — есть черные хакеры, кто создает вирусы, и белые, которые с ними борются, так и здесь рынок предоставляет услуги автоподбора. За сумму от 10 до 40 тысяч тенге можно нанять автоподборщика, который проверит авто практически в любом городе Казахстана, предоставив полный видеоотчет с данными, которые ему удастся вытащить из «мозга» машины. И здесь вопрос цены прямо пропорционален результату.
Как говорилось выше, стоимость обнуления одометра сильно разнится, и неспроста. Дело в том, что в современных машинах сведения о пробеге фиксируются не только в щитке приборов, а в том числе в ряде других блоков управления. За минимальную стоимость эксперт создаст лишь видимость — изменит цифры на щитке приборов. При этом все скрытые показатели, сохраненные в различных блоках управления авто, останутся без изменений. Опытный автоподборщик вычислит такую подставу на раз-два. Соответственно, более дорогой комплекс услуг позволяет сделать углубленную корректировку.
Так или иначе все сводится к уровню экспертности тех, кто прячет реальные данные, и тех, кто их ищет. Поэтому не стоит экономить на автоподборе. Помимо пробега хорошие эксперты смогут выявить крашеные элементы и определить другие скрытые «сюрпризы», о которых продавец чаще всего предпочитает умалчивать. Конечно, услуги автоподбора не панацея, однако, прибегая к профессиональной помощи, вы сводите степень риска к минимуму. Другое дело, если казахстанские чиновники обратят внимание на опыт Узбекистана и добавят законодательный инструмент, который позволит сделать процесс купли-продажи более чистым и прозрачным.
