Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
МирЗа бугром

Зима, политики и искусственный интеллект

Столетний календарь предсказывает: грядущая зима 2024 года будет в Германии нестабильной и довольно сухой, а также теплее предыдущей. Это в условиях скачка цен на энергоносители и всех остальных «нюансов» просто спасение для населения страны. В отличие от метеорологов, которые всегда могут изменить и скорректировать свои прогнозы, столетний календарь остается прежним. Вот почему за его предсказаниями особенно интересно наблюдать.

В 2024 году могут сложиться экстремальные погодные условия. Бури с градом и периоды жары с засухой способны вызвать серьезные проблемы в Германии в довесок к уже имеющимся. «Довесок» сей настолько велик, что озвучить весь список невозможно. Остановимся на минимуме. 

Сегодня у нас четыре очень большие проблемы: искусственный интеллект, дороги и мосты, отсутствие газа и имеющееся в наличии правительство.

Новая экологическая угроза
Технологии искусственного интеллекта переживают настоящий бум. Уверена, что не последнюю роль в этом сыграл ажиотаж вокруг таких новых приложений, как ChatGPT. 

Напомню: чат-бот был разработан американской компанией OpenAI, которую поддерживает концерн Microsoft. Одним из основателей OpenAI является Илон Маск. ChatGPT способен поддерживать беседу, писать тексты, сочинять стихи и эссе почти как настоящий человек. 

Появление этого почти человека, в свою очередь, спровоцировало острую конкуренцию между мировыми технологическими гигантами за вывод на рынок аналогичных и, возможно, более совершенных программ. 

Инвестиции в искусственный интеллект быстро растут. Сегодня мировой рынок ИИ оценивается в 142,3 миллиарда долларов. По предварительным прогнозам, к 2030 году ожидается его рост почти до двух триллионов долларов. 

Никто не оспаривает, что ИИ в состоянии помочь людям, компаниям и правительствам работать более эффективно. По крайней мере, люди ему радуются до тех пор, пока то же самое правительство, например, не заменят двумя роботами. Или целую компанию юристов не предпочтут роботу София, который к тому же не нуждается в отпуске или больничном. Все эти «прелести» еще впереди, но одна оборотная сторона медали есть уже сейчас. 

Для того чтобы ИИ мог выполнять поставленные перед ним задачи, ему необходимо освоить огромные массивы данных. Например, чтобы научиться распознавать автомобиль, алгоритм должен просеять миллионы изображений машин. ChatGPT обрабатывает огромные текстовые базы данных для обучения работе с человеческим языком. Обработка информации происходит в центрах обработки данных. Она требует больших вычислительных мощностей и является очень энергоемкой. 

«На всю инфраструктуру таких центров и сетей передачи данных приходится от двух до четырех процентов выбросов COв мире. Это примерно столько же, сколько выбросы от авиационных перевозок», говорит Анне Моллен из берлинской неправительственной организации AlgorithmWatch. В исследовании 2019 года ученые из Массачусетского университета подсчитали, что обучение одного большого устройства искусственного интеллекта может привести к выбросу до 284 тонн CO2. Это почти в пять раз больше, чем выбросы автомобиля за весь срок его производства и эксплуатации. 

В общем, в очередной раз бедная наша планета... 

Мосты округа... Германия
Любой участок автобана страны это сплошные «заплатки» или бесконечные ремонты, после которых отремонтированный участок дороги трудно отнести к цивилизованно-европейскому. Аналогичная ситуация и внутри городов. После проливных дождей, которые в государстве не редкость, на многих участках стоят огромные лужи-озера, не просыхающие несколько дней. 

Институт немецкой экономики в Кельне давно уже бьет тревогу: Германии для поддержания инфраструктуры на конкурентоспособном уровне в ближайшие десять лет дополнительно к запланированным средствам понадобится примерно 120 миллиардов евро. Взять их сегодня негде и неоткуда. 

Некоторые специалисты исследовали проблемы современной инфраструктуры и пришли к такому выводу относительно автотрасс: явное и бесспорное несоответствие между теми высокими оценками, которые дают немецкой инфраструктуре на международном уровне, где Германию обычно включают в тройку мировых лидеров, и теми нарастающими проблемами, которые наблюдаются изнутри. Например, всем известно, что мосты закрывают для движения тяжелых грузовиков, что внедрение широкополосного интернета пробуксовывает, а электрическая сеть не поспевает за развитием возобновляемой энергетики. 

Уже многие годы в стране инвестируется недостаточное количество средств в ключевые элементы автоинфраструктуры, что начало сказываться на бизнесе даже не вчера, а пару лет назад. 

Около 40 лет назад Германия вкладывала очень большие деньги в строительство автобанов. Мы пользуемся ими до сих пор, ничего толком не вкладывая в эту отрасль сегодня. А последние 15 лет уход за автобанами и автотрассами страны равен почти нулю. 

Обычно при обсуждении плохой инфраструктуры всегда говорят об автомагистралях. Хотя их состояние в ФРГ не такое плачевное, как у проселочных дорог. Пятьдесят миллиардов евро такую сумму платят каждый год автомобилисты государству в форме налогов. Но, по расчетам Комиссии федерации и федеральных земель, 7,2 миллиарда евро ежегодно не хватает на содержание дорог. По мнению автомобилистов, государство тратит эти деньги на другие цели. В результате многие проселочные дороги находятся в ужасном состоянии. А еще в Германии очень плохие мосты. Согласно внутреннему отчету министерства транспорта, количество мостов, подлежащих ремонту каждый год, вероятно, удваивается. Предсказуемо, что какие-то такие сооружения, построенные до 1985 года, в среднесрочной перспективе придется обновлять. Какие-то придется строить заново, что потребует не только больше денег от федерального правительства, но и принятия новых законов, чтобы ремонт самым элементарным образом просто мог начаться. С принятием новых законов, связанных с тратами, у ФРГ большие проблемы. Все это может длиться годами. 

829527637.jpg

Валенки да валенки, ой, да не подшиты стареньки...
На днях Федеральное сетевое агентство опубликовало отчет о подготовке системы газоснабжения Германии к отопительному сезону. Вывод: запасов газа достаточно, но стопроцентной гарантии бесперебойной подачи в случае холодной зимы все равно нет. 

Эксперты считают, что минувшая зима была самой трудной за последние десятилетия. Правда, где точка отсчета той самой трудности, никто не озвучивает. В конце Второй мировой войны? В начале девяностых? 

Формально отопительный сезон в Германии стартует в начале ноября и заканчивается в середине апреля. Во многих регионах страны максимум похолодания минус один градус. На вопрос, сумеет ли немецкая экономика столь же стабильно пройти через наступающую зиму, никто отвечать не торопится. Коренное отличие нынешнего года состоит в том, что стране придется накапливать в своих подземных хранилищах запасы на следующую зиму без каких-либо трубопроводных поставок из России. Это, безусловно, усложняет задачу. Но на этот раз закачка газа в ПХГ начнется при значительно более высоком уровне заполнения, чем год назад. 

Немецкий институт экономических исследований в Берлине считает: объем в 31 миллиард кубометров газа, который Германия получила из России до начала санкций, вполне можно компенсировать путем импорта сжиженного природного газа как через терминалы в Бельгии и Нидерландах, так и через новые плавучие терминалы в самой Германии. Сегодня в ФРГ действуют три регазификационных судна. К нынешней зиме их было обещано уже шесть, проектная мощность каждого составляет не менее 5 миллиардов кубометров в год. Ну и, конечно, со стопроцентной точностью никто о ситуации с загрузкой шести судов сказать не может. 

Минувшей зимой немцы, слава богу, не замерзли. Немецкая экономика пока держит удар. Народ безропотно и не скорбя согласился на экстремальные для избалованного европейца меры: теплые кофты и носки в домах и квартирах, экономию тепла с помощью различных рычагов вплоть до отапливания лишь одной комнаты в домах по вечерам, когда за ужином собиралась вся семья. 

Близится конец года. Скоро все жители Германии получат счета и сведения о том, сколько энергии и газа было израсходовано в минувшем году каждым домашним хозяйством. В 2023-м многие жители совершенно добровольно стали больше платить за коммунальные расходы, чтобы избежать неприятных сюрпризов в виде огромных счетов за тепло, так как в итоге пока не очень понятно, сколько что стоит для рядового потребителя. 

В прошлом году предполагалось следующее: семье, проживающей в индивидуальном доме и имеющей годовое энергопотребление 20 000 кВт∙ч, придется дополнительно заплатить за горячую воду и отопление 484 евро в год. По подсчетам Института немецкой экономики в Кельне, дополнительные расходы для домохозяйства на одного человека с жилплощадью 60 квадратных метров составят около 203 евро в год и около 542 евро в год для семьи в индивидуальном доме площадью 140 квадратов. 

Ну что ж, скоро все прояснится. Пока же немцы и дальше уповают на теплую зиму. 

Ностальгия по Меркель
Рост инфляции, значительно снизившийся уровень жизни, огромное количество эмигрантов из разных стран, опустевший рынок аренды жилья, зарплаты, не соответствующие нагрузке, отсутствие финансов на поддержку социальных проектов в Германии, увеличение пенсионного возраста, ухудшение работы железной дороги и автобусных компаний вот лишь неполный список всего, чем недовольны бюргеры.

Правительство Шольца отработало половину отпущенного ему законодательством срока и заработало только одно: правящая коалиция растеряла половину своих избирателей. 

Согласно недавно проведенному опросу среди населения, 73 процента опрошенных разочарованы работой правительства, 68 процентов считают, что кабинет Шольца неспособен решить насущные проблемы страны. В возможность переизбрания этой коалиции на следующих очередных выборах в 2025 году верят только 18 процентов. При этом, правда, только 35 процентов полагают, что правящая коалиция развалится досрочно. Сорок пять процентов думают, что она протянет еще два года. 

Исследование, которое провел социнститут Insa, показало только 15 процентов жителей Германии говорят, что действующее правительство лучше прежнего. Сорок девять процентов считают, что предыдущее правительство «большой коалиции», которое возглавляла канцлер Меркель, работало гораздо лучше. 

17f2d39df6264acabe2fc8be7d64a053.jpg

Чем больше распрей, тем ниже рейтинг 

Вот чего в правящей коалиции много, так это распрей. Социал-демократы озабочены социальными вопросами, зеленые климатическими. Либералов волнует поддержка бизнеса. Распри настолько серьезные, что министры порой даже на публике не в состоянии вести себя прилично. Например, в конце августа между Министром финансов Линднером и фрау Паус, Министром по делам семьи, разгорелась настоящая дуэль на несколько недель. Паус неделями блокировала продвигаемый коллегой закон, предусматривающий некоторые налоговые льготы для предпринимателей, требуя взамен повышения бюджетных расходов на поддержку малоимущих семей с детьми. Конфликт разгорелся не на шутку. Лишь после четвертого раунда переговоров и при активном вмешательстве канцлера удалось достичь компромиссного решения. 

Не так давно в швейцарской газете Neue Zürcher Zeitung написали следующее: «В немецкой политике идет брожение, бюргерам смертельно надоела смесь запретов и моральных предписаний, также они на самом деле против отказа от атомной энергетики и против уродования немецкого языка гендерными звездочками... Шольц как канцлер проиграл по всем пунктам, политика в Германии становится непредсказуемой...» 

Фото из открытых источников 

Читайте в свежем номере: