В Штатах состоялись президентские выборы. Глава Палаты представителей Конгресса Майк Джонсон объявил избранным главой государства Дональда Трампа, руководившего страной в 2017-2021 годах. Сам он в речи перед соратниками назвал себя 47-м президентом США и пообещал начать для американцев «новый золотой век».
Трамп победил в 32 штатах. Это позволило ему заручиться поддержкой более 270 из 538 выборщиков, которые вынесут окончательный вердикт в декабре. Соперница, действующий вице-президент Камала Харрис, одержала победу в 18 штатах. Республиканца Трампа поддержали юг и континентальная глубинка, а также семь колебавшихся штатов, демократку Харрис — Вашингтон, восточное и западное побережье страны.
Одновременно с победой Трампа Республиканская партия получила большинство в Сенате. Теперь республиканцы контролируют обе палаты Конгресса и три из четырех ветвей власти США. Это позволит новому президенту энергичнее продвигать свои законодательные инициативы, что позволит ускорить решения по ключевым вопросам внутренней и внешней политики.
Победа Трампа и успех республиканцев в Конгрессе привлекают пристальное внимание мирового сообщества. Ведь изменения во внешнеполитическом курсе США повлияют на глобальные отношения. Но ряд международных наблюдателей призывает не спешить и набраться терпения для отслеживания событий в Штатах и мире в ближайшие два месяца до инаугурации лидера нации. По их мнению, в этот период возможно все, вплоть до судебного вмешательства в результаты выборов, их пересмотра и пришествия в Белый дом все-таки Харрис, несмотря на ее поздравления Трампу. Уж такова запутанная и непрозрачная система непрямых американских выборов главы государства, которую официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала «архаичной козяброй».
Если команде Трампа вопреки возможным препонам удастся довести патрона до инаугурации, то после решения горящих внутренних вопросов он начнет торг с Россией. Его суть в упрощенном изложении такова.
Россия, забирай территории Украины столько, сколько сможешь до мирных переговоров, сроки которых — вопрос второстепенный, а с ее остатками в виде западных областей позволь разобраться Польше, Венгрии, Румынии. США и НАТО мешать не будут. Участь украинского народа, как и марионеток Запада в Киеве, никого волновать не будет, провались последние хоть в тартарары. Но взамен, Россия, не вмешивайся в ситуацию на Ближнем Востоке и придержи лошадей в дружбе с Китаем, Ираном и КНДР.
В подобной ситуации Владимир Путин не рискнет принять решение единолично и обратится к лидерам КНР, Ирана и Северной Кореи. От них будет зависеть многое, и они наверняка выдвинут свои условия, которые, вероятно, будут касаться расширения доступа к природным ресурсам и военным технологиям РФ.
Приунывшему Евросоюзу в целом уготована участь статиста. Исключениями после раздела Украины могут стать Венгрия и, возможно, Италия. Премьер Венгрии Виктор Орбан давно и открыто поддерживает Трампа, называя его другом. Благодарностью Трампа станет рост политического влияния Венгрии и лично Орбана. Премьер Италии Джорджа Мелони тоже замечена в симпатиях к Трампу.
Одним из первых его поздравил с победой премьер Израиля Беньямин Нетаньяху. Его отношения с Трампом если не дружеские, то дружественные. Трамп убедит Нетаньяху прекратить бойню на Ближнем Востоке ценой того, что Палестина статуса полноценного государства в обозримой перспективе не получит.
Кому с высокой вероятностью придется «сливать воду», так это главе Франции Эммануэлю Макрону, допускавшему о Трампе «опрометчивые» оценки. Невеселая перспектива перед канцлером ФРГ Олафом Шольцем. Его позиции резко ослабли даже в правящей коалиции. Ее «мочат» в Бундестаге «Альтернатива для Германии» и другие оппозиционные партии, которые тоже не прочь заручиться поддержкой Трампа.
Непростые времена маячат перед НАТО. Основное бремя его финансирования лежит на США. Трамп неоднократно требовал, чтобы Европа вкладывала в Северо-Атлантический альянс больше сообразно новым реалиям с учетом амбиций Китая и России. А прижимистым европейцам раскошеливаться ох как неохота.
Непредсказуемый вопрос, как изменятся отношения закадычных военно-политических друзей — США и Великобритании. Это они официально — союз нерушимый. На деле там тоже многое непросто, включая затаенное презрение англичан к американцам как выскочкам без роду-племени.
Некоторые аналитики предполагают, что Трамп не будет мстить демократам за его политизированное уголовное преследование. И вряд ли он стремится рулить все четыре отведенных законом года. Причина — возраст. Дональду уже 78. Он не захочет стать посмешищем, как Джо Байден. Органично передать бразды правления есть кому — избранному вместе с Трампом вице-президенту и самому перспективному политику-республиканцу 40-летнему Джеймсу Вэнсу.
Обрисованная версия возможна лишь в случае, если Трамп в январе 2025-го примет присягу и официально вступит в должность, до чего еще надо дожить. Доживем до января.