Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
МирЗа бугром

Вино и немцы в Азербайджане

Значительную роль в развитии виноделия и экономики этих земель сыграли немецкие переселенцы

На этом семейном фото во втором ряду справа — прабабушка и прадедушка автора Альвина Гуммель и Готлоб Вакенгут

Как и другие старинные города современного Азербайджана (Нахичевань, Шеки, Шемаха), Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому положению на пересечении древних караванных дорог. В Гейгельском районе Гянджи были обнаружены закопанные в землю кувшины с остатками вина, относящиеся ко второму тысячелетию до н.э., а в Габалинском районе на северо-западе страны был найден винный погреб I-III веков н.э. Пропустив многие века развития, войн и смены правителей, остановлюсь на том, что в XIX — XX столетиях, в том числе в советское время, красавица Гянджа была вторым после Баку промышленным и культурным центром Азербайджана. А качественное развитие виноделия в Гянджинском районе началось после вхождения Азербайджана в Российскую империю. Значительную роль в развитии виноделия и экономики этих земель сыграли немецкие переселенцы. 

Многим известно о переселении немцев в Российскую империю во времена Екатерины II. Новые подданные в годы ее правления селились в Поволжье, на пустынных в то время землях Новороссии, в Крыму. Меньше известна история российских немцев на Кавказе и в Закавказье.
 

На этом семейном фото во втором ряду справа мои предки (3).jpg
Лютеранская кирха, построенная в Еленендорфе в 1857 году. Сейчас здесь располагается Гейгельский краеведческий музей

Тем не менее это интереснейшие страницы истории нескольких стран, в том числе и Казахстана. Но обо всем по порядку. Переселение значительного числа немцев из земли Вюртемберг на северо-запад Азербайджана осуществилось волею Александра I в 1819 году, в результате чего возникли два больших поселения в Гянджинском районе — Еленендорф (сейчас город называется Гейгель) и Анненфельд (ныне Шамкир). Первоначальное население Еленендорфа насчитывало 127 семей (около 600 человек), в Анненфельде обосновалось 67 семей (примерно 300 человек). На обустройство немцев-переселенцев из российской казны было выделено около 100 000 рублей серебром. Основным занятием колонистов стало выращивание винограда и производство вина, а через несколько лет они основали еще пять поселений — Гринфельд, Траубенфельд, Елизаветенфельд, Эйгенфельд и Георгсфельд. И в этих немецких селах основным занятием жителей также стало производство и продажа вина. Практически под каждым немецким домом был устроен подвал с огромными винными бочками. Разумеется, не вином единым жили семьи виноградарей. Немцами были построены школы и больницы, со временем организованы духовой и джазовый (в начале ХХ века) оркестры. Села жили насыщенной трудовой и культурной жизнью.

завод.jpeg

В 1870 году в Еленендорфе была основана одна из крупнейших виноторговых компаний Российской империи — компания братьев Форере. Христофор Форер, его сыновья Готлоб, Фридрих, Генрих и Христофор, начав выращивание винограда с 15 гектаров, в скором времени расширили свои виноградники до почти 300 гектаров, а также перерабатывали и покупной виноград. В 1908 году в сообществе с другими состоятельными винодельческими семьями Еленендорфа, такими как семья Гуммель и семья Бек, компания была преобразована в знаменитый винный кооператив «Конкордия». Этот кооператив успешно существовал и в советское время, его годовой оборот достигал 300 000 рублей. 

Немецкий кооператив «Конкордия» был невероятно успешным крупным предприятием. Только в 1926 году «Конкордия» сдала 42 процента винограда от общего урожая Азербайджанской ССР. В эти годы предприятие расширило сеть перерабатывающих производств: в 1923-1924 годах кооператив открыл новый спиртоводочный завод в Еленендорфе, ректификационные заводы в Анненфельде, Георгсфельде и Траубенфельде, что стало результатом плодотворной работы кооператива по восстановлению виноградных садов. 

Что случилось дальше, хорошо известно всем, кого так или иначе затронули трагические страницы советской истории в годы Второй мировой войны. Массовое переселение немцев из мест их проживания, в том числе из Азербайджана, было осуществлено в 1941 году. Практически все жители из цветущих винных сел Гянджинского района, за исключением членов семей из немногочисленных смешанных браков, в течение нескольких дней были выселены и затем перевезены в вагонах для скота в Сибирь и северные регионы Казахстана: Целиноградскую, Семипалатинскую, Павлодарскую, Карагандинскую, Кустанайскую области. Депортированным немцам был присвоен статус спецпоселенцев.

Указом от 30 декабря 1955 года этот статус с немцев был снят, и де-юре они получили разрешение жить там, где пожелают. Однако на самом деле немцы не имели права покидать свое новое место жительства еще долгие годы, поэтому о возвращении в Азербайджан — в свои дома и к занятию виноделием — и речи быть не могло. 

Этим грустным абзацем мне хотелось бы коротко объяснить свой горячий интерес к посещению винзавода «Хан» в современном Гейгеле, потому что часть меня незримо связана с предками-немцами, жившими в Еленендорфе и строившими виноделие региона совместно с другими жителями немецких сел. А смешанный брак моих деда и бабушки стал исключением: бабушкаосетинка Нина Адеева поехала в ссылку с мужем-немцем Георгом Вакенгутом и его семьей в Целиноградскую область. Так наша семья стала казахстанскими немцами. 

Этикетка 1860 год.jpg

Как развивалось виноделие Гейгеля после депортации немцев? В советское время объем производства вина резко возрос, хотя зачастую это были сладкие вина не очень высокого качества. Однако многие из них, например знаменитый портвейн «Агдам», получили всесоюзную славу. Пик производства наступил в 1982-1984 годах: виноделие в целом стало ощутимо прибыльной отраслью республики. Но в мае 1985-го началась антиалкогольная кампания Михаила Горбачева, в ходе которой уничтожили тысячи гектаров прекрасных виноградников. Азербайджан не стал исключением в этих странных с точки зрения государственного интереса мерах. Современный взгляд на виноделие как на визитную карточку культуры любой страны опровергает эту бредовую — и вызывающую сожаление — кампанию. 

После распада СССР независимому Азербайджану потребовалось более десяти лет, чтобы восстановить свою винодельческую промышленность. Виноградники были высажены заново, и сегодня на лучших винодельнях страны главное внимание уделяют не количеству, а качеству производимого вина. Культивация международных сортов винограда (Шардоне, Совиньон блан, Мерло, Сира) стимулирует производство вин в современном стиле, а использование собственных автохтонных сортов винограда дает возможности, в результате которых появляются уникальные вина, которые не встречаются больше нигде в мире. Так, Азербайджан может похвастаться нежным хрустящим белым сортом Баяншира и выразительным красным сортом Мадраса. Мадрасу часто можно встретить в бленде с международными сортами, однако некоторые винодельни производят это вино и в моносортовом исполнении, что, безусловно, дает более точное представление о потенциале сорта. 

главный винодел Расим Омаров.jpg
Главный винодел завода “Хан” Расим Омаров 

Я искренне надеюсь, что трудолюбие и профессионализм азербайджанских виноделов при государственной поддержке винодельческой отрасли позволят винам Азербайджана уже в близком будущем занять достойное место на международном винном рынке. 

А вас, дорогой читатель, приглашаю заглянуть со мной на территорию самого крупного и старейшего в Азербайджане винзавода «Хан», ОАО «Гейгельский винный завод». Здесь современное виноделие успешно переплетается со славным опытом прошлого и позапрошлого столетий — винзавод отсчитывает день рождения с 1860 года. 

На виноградниках хозяйства площадью 517 гектаров выращивают 13 сортов винограда, из которых производят четыре основные линейки вин, в том числе и игристые. Одна из линеек носит красивое историческое название «Еленендорф» в честь старого названия города. Кроме винного производства винзавод «Хан» славится старейшим производством коньяка. А мне повезло попробовать и совершенно сказочную мадеру. Внутри самого производства находится построенный в середине XVIII века винный погреб глубиной 15 метров, длиной 800 и общей площадью 6000 квадратных метров. Здесь отчетливо представляется роскошный винный ужин — с дресс-кодом, в окружении старинных винных бочек и свечей. Кто знает, может быть, это когда-нибудь и произойдет? 

Вина и коньяки хозяйства традиционно представлены на внутреннем рынке Азербайджана в крупных супермаркетах, гостиницах и ресторанах, а также экспортируются — в основном в Россию, Беларусь и Китай. 

Экскурсию для меня провел главный винодел завода «Хан» Расим Омаров, профессионал с 35-летним винодельческим стажем. Кроме самого визита, а винзавод действительно удивил огромной ухоженной территорией и мощнейшей производственной базой, мне было чрезвычайно приятно услышать, что здесь помнят историю и немцев — основателей винной отрасли региона. 

Выражаю сердечную благодарность Ларисе Бэннер, Руслану Гулиеву и Раулю Аббасзаде за предоставленную информацию и помощь в организации поездки.

Фото автора и из семейного архива 

Читайте в свежем номере: