Июльское утро по приезде в Вильнюс оказалось не менее теплым, чем в Алматы. Редкие автомобили в этот ранний час только появлялись на дорогах и бесшумно плыли по старинным кварталам исторического центра. Тишина и красота вызывали чувства нереальности, волшебства и уюта.
Самый большой исторический центр в Восточной Европе
Остановиться в одном из отелей Старого Вильнюса означает очутиться в другой эпохе — то ли в XVIII, то ли в XIX веке. Ты выходишь из дверей, и тебя окружают светлые фасады зданий в стиле барокко, они разнообразны и тянутся направо и налево — хочется идти и рассматривать каждый. А на первых этажах чередуются маленькие магазинчики с сувенирами, янтарем, одеждой из льна, парикмахерские и многочисленные кофейни, пивные бары и кафешки. Они устроены то на первом этаже красно-кирпичного готического дома XVI-XVII веков, принадлежащего прежде богатому купцу, то внутри зефирного здания с изящными балконами и барельефами в виде голов русалок или нимф.
Кстати, в Вильнюсе запрещено портить исторический облик здания современными деталями, будь то кондиционер, современная входная группа или антенна. Все это обычно спрятано во внутреннем дворе. А фасад восхищает своей первозданностью.
Бредешь по брусчатой мостовой, и только редкие проезжающие автомобили да современная одежда таких же очарованных туристов напоминают о том, что ты в XXI веке, а не оказался случайно жителем города из сказок Гофмана или Андерсена. И хочется запечатлеть буквально все — балкончики, поддерживаемые русалками, окна, обрамленные лепным орнаментом с женскими головками посередине или херувимчиками по бокам.
Одна улица здесь не похожа на другую. И почти все они выходят на главную площадь Старого Вильнюса. На ней расположены главные достопримечательности — это Кафедральный собор со статуями святого Станислава, святой Елены и святого Казимира на крыше, Дворец великих князей литовских, или Нижний замок, восстановленный архитектурный шедевр в стиле ренессанс. За Катедрой (так литовцы называют свой центральный Кафедральный собор), расположен Государственный национальный музей Литвы. А над всем этим, на вершине Замковой горы, будто в воздухе плывет Башня Гедимина — великого литовского князя, основавшего Вильнюс. Этот сказочный ансамбль из дворца, храма и башни наверху — визитная карточка города.
В Вильнюсе несколько музеев и много красивых и старинных храмов. Но, пожалуй, самая удивительная — это часовня святого Казимира, которая расположена внутри Кафедрального собора. Она была построена в 1623 году итальянскими архитекторами и скульпторами Кастелло, Сало и Тенкалла. Стены часовни отделаны черным мрамором с колоннами и декором из белого и розового. По периметру часовни в нишах установлены восемь деревянных статуй, которые покрыты серебром. Это скульптурные изображения великих литовских князей и королей польских. Стены также украшают две фрески Паллони 1692 года. А у фронтальной стены установлен серебряный саркофаг святого Казимира — покровителя Вильнюса. И над всем этим куда-то вверх стремится белоснежный купол.
И собор, и часовня действующие. В часовне часто проходят службы, люди молятся, звучит органная музыка, льющаяся как-будто сверху.
Еще одним шедевром Вильнюса является костел святой Анны, который построен в стиле пламенеющей готики. Красный кирпичный фасад и впрямь напоминает собой языки костра, устремленные в небо. Об этом храме Наполеон сказал, что хотел бы унести его во Францию как драгоценную шкатулку.
Еще одним удивительным по красоте является костел святых Петра и Павла. Входишь в здание и застываешь от восхищения — белоснежные стены и потолок сплошь украшены множеством скульптурных изображений святых и ангелочков. По количеству этих изображений костел даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Еще бы — более двух тысяч скульптур! Будто парящие снежно-белые статуи и изображения с барельефов спокойно взирают на входящих в храм отовсюду. А сверху из-под белоснежного купола льется поистине небесный свет.
Здание храма в виде креста было построено по заказу Великого гетмана Михаила Казимира Паца в 1670 году. По его приглашению на отделку костела приехали итальянские скульпторы Перти и Галли и работали над резьбой по стукко в 1671-1704 годах.
Сам заказчик, Михаил Пац, умер, не дождавшись окончания строительства. Он распорядился похоронить себя под порогом храма и попросил написать на надгробной плите: «Тут лежит грешник». При входе в храм висит его живописный портрет. И, глядя на него, понимаешь, что насчет себя он был прав.
Храм состоит из трех нефов — теперь это отдельные часовни, каждая из которых оформлена по-своему. Например, в часовне святых королев установлены статуи прекрасных женщин, изображающие добродетели: терпение, смирение, невинность и милосердие. Изображены тут и древо познания, и эпизоды жизни святой Девы Марии. А в часовне святых рыцарей — красивые статуи святого Флориана и святого Мавра. И повсюду льется этот мягкий, будто ласкающий свет. Эту красоту нужно увидеть хотя бы раз в жизни, а потом знать и помнить, что она просто есть на свете.
Мистика Тракайского замка, татары и караимы
Еще одна историческая жемчужина Литвы — это Тракайский замок, расположенный в одноименном городе Тракае. Кстати, он когда-то был древней столицей Великого княжества Литовского.
Современный городок с древней историей расположился между двух озер всего в 25 километрах от Вильнюса. Сначала за спиной остается озеро Тоторишкю (Татарское), а затем от автовокзала по центральной улице нужно идти мимо современных и старинных деревянных домов — это путь по улице Караиму (Караимской). Оказывается, именно в Тракае издревле проживали татары и немногочисленная сегодня родственная им тюркская народность — караимы. Отсюда название и озера — Татарское и улицы — Караимская.
Главным притяжением в Тракае является окутанный легендами замок князя Витовта. Замок словно вырастает из острова на озере Гальве. Остров с берегом соединяет деревянный мост. Пройдя его, подходишь к крепостным воротам и оказываешься в просторном средневековом дворе, по кругу окруженном постройками. Но это еще не замок. В него, как в книгах, можно попасть только по подъемному мосту, висящему надо рвом с водой.
Через ворота входишь во внутренний двор замка, а затем — в первый и главный зал — рыцарский, где проходили все важные собрания. В этом зале поражает готический потолок.
Затем по лестнице поднимаешься в другие залы замка, где экспонируется отличная коллекция средневекового оружия, рыцарских доспехов, кубков и других предметов, относящихся к эпохе Средневековья.
Причем некоторые вещи были найдены археологами прямо под стенами замка. Все экспонаты интересны, но о самом мистическом рассказали две сотрудницы музея. Правда, без особого желания. Дело в том, что в центре рыцарского зала находится сундук, принадлежавший Витовту. И говорят, что он по ночам исчезает из зала, летает над озером, тонет в воде, а утром непонятно как возвращается на свое место. И каждое утро его находят сырым, однако, когда служащая уходит за тряпкой, по возвращении обнаруживает сундук сухим.
Еще все местные уверены, что в замке полно привидений. В 80-е годы прошлого века один местный житель устроился в замок сторожем и приступил к работе. Он смог продержаться в замке только две ночи и затем уволился. А о том, что видел и слышал привидения, рассказал только своим дочерям, чтобы его не посчитали умалишенным. С той поры в музее никто не дежурит по ночам.
Как бы там ни было, но в Средние века в подвале замка была тюрьма. В ней подвергали пыткам и казнили узников. Когда в 60-е годы началась реконструкция замка, в колодце тюрьмы обнаружили засыпанные землей скелеты.
Также местные жители рассказывают, что озеро Гальве, что в переводе означает «голова», не просто так получило свое название. Когда-то головы казненных узников бросали в озеро прямо из окон тюрьмы. И с тех пор пошло поверье, что, если озеро не получит в жертву голову, то предстоящей зимой не замерзнет.
Сегодня во всех постройках стенды исторического музея. В экспозиции можно увидеть клады из серебряных и медных монет, которые чеканились когда-то в замке и много лет спустя были откопаны в прибрежных лесах.
Здесь можно увидеть коллекцию старинных печатей и кубков, медной утвари, мебели, резного стекла, фарфора и курительных трубок. Также в экспозиции хранится панагия с самоцветами и портретом польского короля.
В одном из залов можно увидеть портрет князя Витовтаса, который был умным, хитрым и осторожным. Он не доверял никому и после одного из походов пригласил из Крыма 400 караимских и татарских семей. Это их дома расположились на берегу озера Гальве. По древней традиции в караимских домах три окна: одно — для Бога, второе — для Витовта и третье — для обитателей дома.
Язык караимов — тюркский, а религия — караизм. Главной книгой караизма является Ветхий завет без иных привнесений. Местная караимка Елена Шпаковская рассказала, что сегодня в Литве проживает около 250 караимов и татар. В самом Тракае живут лишь 25 караимов. На мой вопрос, заданный по-татарски: «Сiз татарша бiлясiз?», Елена тут же ответила: «Бiлям!».
Она рассказала, что в местных караимских семьях все еще говорят на родном языке, который детям преподают в воскресной школе. А все религиозные праздники отмечаются местными караимами в кенессе — караимском храме. Примечательно, что первый караимский храм был построен в Тракае еще в XV веке. Затем старинное деревянное здание cгорело. А заключительная реконструкция была в конце XIX века.
Все религиозные обряды в караизме проводит караимский священник — газзан. А национальная кухня похожа на кухни многих тюркских народов. В ее основе блюда из мяса и теста. В Литве практически все любят кибинаи — пирожки из дрожжевого или слоеного теста в виде полумесяца с начинкой из рубленой баранины или говядины. Примечательно, что и внешне караимы — это те же татары. Схожи и национальные костюмы. Обратный путь из Тракая опять проходил мимо Татарского озера. И, честно признаться, было так необычно и приятно обнаружить в этом далеком краю частичку чего-то родного.
Фото автора