Несовершенство тендерной системы и все ее, мягко говоря, недостатки хорошо известны гражданам всех стран СНГ. Однако в Узбекистане нашли уникальный инструмент, который сводит на нет любые попытки хищения или недобросовестного выполнения поставленных задач.
(Окончание. Начало по ссылке)
Еще о транспорте
Что еще можно отметить, так это наличие электромобилей. В Ташкенте их не так много, как в Алматы, но в Узбекистане электромобили заметно дешевле, чем бензиновые автомобили. Стартовая цена на электромобили начинается от 3-4 тысяч долларов, но на те, которые пользуются спросом, от 10 тысяч долларов. В Казахстане же это больше роскошь, чем доступность.
При этом повышенный спрос на машины с классическими ДВС остается. Несмотря на то, что в стране находится большой завод UzAuto Motors, купить новую машину из салона практически невозможно. Периодически открываются продажи, но они в некоторой степени схожи с лотереей. Выброшенные на продажу лоты разлетаются за считаные секунды. Как следствие, подержанные авто стоят дороже новых.
Еще одна особенность узбекистанского автопарка — тотальная газификация транспорта. Бензин, как и дизельное топливо, в разы дороже, чем в Казахстане: АИ-80 — 0,54 доллара (6900 сумов), АИ-92 — 0,83 доллара (10 500 сумов), АИ-95 — 0,96 доллара (12 200 сумов). Стоимость газа мы не стали указывать, поскольку из-за особенностей топлива было бы некорректно считать в литрах. Но, как утверждают местные водители, ездить на газе в 3-4 раза дешевле.
В Узбекистане очень мало джипов, да и вообще автомобилей с большим объемом двигателя. Подавляющее большинство — различные микро и мини, у которых к тому же в багажнике газовый баллон, занимающий практически все свободное место. Это на самом деле немаловажный момент для интуристов. Если вы прилетели с багажом, то перевозить его придется на коленях, а если компания состоит из четырех человек, то придется брать две машины, поскольку в одну вы попросту не вместитесь. Все, что может поместиться в багажник авто, — дамская сумочка.
Общественный транспорт. Больная тема для любого мегаполиса, однако в Ташкенте этот вопрос решили единственно верным способом, закупив достаточное (!) количество подвижного транспорта. За последние два года автобусный парк увеличился более чем в два (!) раза, что позволило сократить интервал до пяти минут. Стоимость проезда — 2000 сумов (0,13 доллара, или 70 тенге) при оплате наличными и 1700 сумов (60 тенге) при оплате банковской картой, мобильными приложениями или транспортной картой. Ежедневный пассажиропоток превышает один миллион человек, что неудивительно, ведь при таком интервале даже в час пик можно если не сесть в кресло, то, по крайней мере, комфортно стоять, ведь весь транспорт оборудован кондиционерами. Местные этим гордятся, чего не скажешь об алматинском автобусном парке, где стоимость в два раза выше, подвижной состав в три раза меньше, чем требуется, а о возможности куда-то добраться в час пик и говорить страшно — ничего не изменилось с 90-х.
В подспорье наземному транспорту в Ташкенте функционируют три линии метро с 29 станциями. Еще одна транспортная гордость — высокоскоростная железная дорога Ташкент — Самарканд. Это настоящий «Тальго», разгоняющийся до 250 километров в час. Показатель хороший, но гораздо больше меня впечатлила реализация проекта. Скоростную нитку протяженностью 344 километра построили за пять месяцев. Линия включает в себя как новые, так и заново перестроенные пути, которые были дополнены современной сигнальной системой на протяжении всего маршрута от Ташкента до Самарканда. Не менее примечательна и стоимость — всего 225 миллионов долларов.
Здесь даже как-то неловко вспоминать о строительстве ЛРТ в Астане, который должен связать столичный аэропорт и ж/д вокзал. Стройка длится более 15 лет, протяженность — 22,4 километра, стоимость — около 1,8 миллиарда долларов. Обещают запустить к 2025-му, но... подобных обещаний казахстанцы слышали уже целый ворох.
Дешево и сердито
Но вернемся в солнечный Узбекистан и, наверное, самому любопытном вопросу — о стоимости и комфорте жизни. «Сколько нужно зарабатывать, чтобы жить нормально?» — четкого ответа на этот вопрос нам не удалось добиться ни от одного собеседника. Понятно, что комфорт — понятие растяжимое, что в столице уровень зарплат, как и стоимость проживания, будет выше, чем в провинции и кишлаках. Это общемировая практика, и Узбекистан здесь ничем не отличается. Но некий общий знаменатель вывести все-таки удалось.
Сложилось такое впечатление, что у узбеков отношение к «достаточности» отчасти философское. Например, таксист, который довез нас до отеля, сказал так: «Жить можно по-разному. Когда-то я зарабатывал 3000 долларов в месяц, и денег не хватало, при том что нас было трое: супруга и ребенок. Сейчас в лучшем случае зарабатываю 700 долларов в месяц, и нам нормально. Но сейчас у нас появилось еще двое детей».
Согласно официальным данным, опубликованным Агентством статистики при Президенте РУ, среднемесячная номинальная заработная плата в Узбекистане по итогам первого квартала 2024 года составила 4,92 миллиона сумов (388 долларов). В разрезе регионов самая высокая средняя номинальная зарплата сохранилась в Ташкенте — 8,12 миллиона (640 долларов). В областях показатели гораздо ниже: Навоийская область — 6,5 миллиона (540 долларов). Сурхандарьинская область оказалась на последнем месте — 3,54 миллиона (280 долларов). Самые низкие показатели также наблюдаются в Наманганской — 3,64 миллиона (288 долларов) и Ферганской областях — 3,72 (293 доллара).
Это то, что показывает статистика, но на самом деле этот «средний» показатель сильно оторван от реального положения дел. При заявленных 8,1 миллиона по Ташкенту в результате опроса мне удалось вывести сумму в 5-6 миллионов. То есть реальная ЗП по меньшей мере на треть, а то и вполовину ниже официальных цифр.
В формуле «достатка» важную роль играет заработок, но не менее важно и то, сколько приходится тратить. Коммунальные платежи я бы назвал весьма демократичными, в среднем 20-25 долларов в месяц за четырехкомнатную квартиру на 93 квадратных метра. Сотовая связь ощутимо дешевле, чем в Казахстане. Пакет 50 GB с включенным безлимитом на звонки обходится в 70 000 сумов (почти 5,5 доллара). Домашний интернет не особо распространен, и в большинстве своем местные обходятся мобильным трафиком.
Цены на продукты питания сильно разнятся от области к области. Что примечательно, в Узбекистане до сих пор сохранилась культура базаров, которая дает возможность прийти и поторговаться. При этом в городах присутствуют крупные сети гипермаркетов, в которых, в принципе, можно купить все, что требуется. Но местные предпочитают основные закупки делать именно на базаре. Ключевой продукт — вид мяса — также разнится в зависимости от региона. Где-то больше едят говядину, где-то — баранину. Курица, по мнению местных, — мясо для студентов.
В придорожном кафе порция шашлыка из двух палочек стоит 32 000, чай — 7000, лепешка — 5000. Сытный обед — 44 000 (3,5 доллара).
Таким образом, можно сделать вывод, что достаточной для проживания в крупном городе суммой является коридор 500-700 долларов. Если это семья 2+2, то здесь зона комфорта стартует от 1000 долларов. Опять же с поправкой на условность понимания термина «комфорт».
Народный контроль
Что же до острых углов, касающихся приграничных претензий, то здесь все отмечают перемены к лучшему. Большие перемены начались со сменой главы государства и прихода к власти Шавката Мирзиеева, который прежде занимал пост премьер-министра страны. Если с Казахстаном вопросы границ были четко решены еще в 90-х, то с остальными странами не удавалась прийти к консенсусу три последующих десятилетия. Но с 2016 года началась большая работа по урегулированию всех спорных моментов.
Пожалуй, самый яркий тому пример — первый «обмен» землями, который завершился в прошлом месяце символичным переездом последней семьи. В соответствии с условиями двустороннего соглашения между Кыргызстаном и Узбекистаном Барак — участок территории Кыргызстана площадью 208 гектаров, полностью окруженной Узбекистаном, — теперь присоединен к Узбекистану. В обмен на Барак Правительство Узбекистана выделило Кыргызстану 208 гектаров земли вблизи Кара-Суйского района. Волевое решение и событие, достойное отдельного внимания. Конечно, некоторая часть общественности выступала против, но главной задачей было найти компромисс, и нынешнему президенту это удалось.
Что еще хотелось бы отметить, так это некоторые инициативы, которые, скажем
Проект стартовал еще в 2018 году, и на сегодняшний день пять процентов от утвержденных общих расходов бюджетов районов (городов) должно идти на финансирование предложений, выдвигаемых гражданами. Также не менее 30 процентов дополнительных доходов районного и городского бюджетов должны направить на данные инициативы.
Конечно, в системе есть свои особенности и изъяны. Допустим, если в махалле (часть населенного пункта размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление) не хватает голосов, то они могут «заманивать» людей из других махаллей, предлагая в обмен на голос, скажем, бутылку подсолнечного масла. В периоды голосования агиткомпании можно встретить и у входа в метро, и у поликлиник, и на базаре. Каждый борется за право получить возможность улучшить условия в своем районе, улице, дворе.
Есть и антипримеры. Были и такие эпизоды, когда чиновники районов/ областей пытались решить свои задачи через инструмент Open Budget путем запугивания подчиненных. Правда, такие истории, как правило, закачиваются увольнением чиновника, но прецеденты есть.
И все же такой подход создает условия для развития института гражданского общества, веры в государство и осознания того, что твой голос может что-то изменить. Кстати, народное участие сохраняется не только на этапе выбора проекта, но и этапе контроля и реализации. То есть жители дворов или махаллей в буквальном смысле ходят с линейкой и проверяют толщину уложенного асфальта, толщину протянутых кабелей и т.д. Если же народный контроль обоснованно забракует работу, то подрядчик обязан все переделать заново. Главный комиссар — народ. Это круто!
Языки и цели
Чего хочет молодежь? Самая большая мечта — получить образование. При прежнем правительстве частные вузы в Узбекистане были запрещены, а в государственных попросту не было мест, чтобы обучать всех желающих. Это привело к серьезному снижению грамотности населения. Конкуренция была просто колоссальной, конкурс на одно место в вузе доходил до 200 человек (для сравнения, средний конкурс в МГУ составил 10,5 человека на место). Сейчас ситуация изменилась, возможностей для получения высшего образования стало больше. Стоимость обучения в государственном университете составляет около 900 долларов в год, в частных — от 1000 и выше.
Конечно, из-за большого числа населения страны трудовая миграция сохраняется, однако такого потока в ту же Россию, как это было 10-20 лет назад, уже нет. Молодежь все больше стремится попасть в развитые государства: Великобританию, страны ЕС, Южную Корею, Японию и т.д.
Сейчас в стране наблюдается бум изучения английского языка, который становится ключевым после узбекского. Если предыдущие два поколения хорошо говорят на русском, то, скажем, в поколении 2010-х дети могут вообще не знать русский, но при этом отлично владеть узбекским и английским языками. Конечно, возможность обучаться русскому языку есть, но для этого нужно отдавать ребенка не в государственный детский сад или школу, а в частные, где преподают в том числе и русский язык.
Успел ли я надышаться ферганским воздухам? Однозначно нет! Ведь это очень обширная территория, где каждый район и город достойны отдельного внимания. Причина поездки связана с большим благотворительны проектом, о котором, возможно, мы расскажем ближе к осени. Но как раз по причине глубокого погружения в социальный проект времени на творчество попросту не осталось. Сейчас же отметим еще одно яркое воспоминание — мобильные умные светофоры на колесиках. Их выкатывают на дорогу в час пик и убирают, когда они не нужны. Как правило, устанавливают таких мобильные «регулировщики» близ школ, базаров или просто в районах, где часто отключают свет. Это интересный стартап студента, который получил поддержку на государственном уровне и теперь мультиплицируется по всей стране.
Фергана, не прощаюсь! Говорю: «До скорой встречи!». А клубника там, кстати, очень вкусная. Не удержался, попробовал.
Фото автора