Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
МирЗа бугром

Толковый словарь эвфемизмов. Иносказание действием

Иносказательно выразить мысли и эмоции можно не только словами, но и действием. Пример навскидку — означавший вызов на дуэль бросок перчатки обидчику. Если под ноги — с любым исходом, если в лицо — до смертоубийства. Но в преддверии близкого праздника не будем о грустном. Лучше познакомим читателя с миролюбивыми деятельными «эвфемизмами» разных народов в Новогодье.

В Англии влюбленные в новогоднюю ночь стремятся под ветки омелы, чтобы поцеловаться в полночь, в момент боя колоколов. Считается, это гарантирует, что пара останется вместе минимум год. Если не с кем целоваться, добро пожаловать в Болгарию! Там сразу после новогоднего боя курантов в помещении частенько выключают свет, и разрешается поцеловаться с любым из присутствующих при условии, что это останется в тайне. 

В некоторых странах народу нравится встречать наступление нового года в прыжке. Немцы и датчане, включая детей, перед этим моментом взбираются на стулья и даже столы и с радостными воплями впрыгивают в новый год. В Корее элемент празднования Нового года — шутливые соревнования по прыжкам в высоту, к которым допускаются только дамы. Кто из них подпрыгнет выше, тот и проведет следующий год ярче и успешнее. 

Испанцы ради удачи в новом году стараются в течение 12 ударов курантов съесть 12 виноградинок. Это не так просто, как кажется, потому что виноград бывает с толстой кожицей и косточками. Выход найден давно — консервированный виноград без шкурки и косточек. Еще один испанский обычай — надевать в новогоднюю ночь белье красного цвета. Этот цвет в почете на Новогодье и в Италии, но только для верхней одежды. Прижился в Боливии родившийся в Мексике, но не задержавшийся там, интересный обычай. На Новый год нужно облачаться в цветные трусишки в зависимости от того, чего желаешь себе: хочешь обогатиться — надевай желтые, а если влюбиться — опять же красные. 

Известен обычай итальянцев в новогоднюю ночь выбрасывать из окон на улицу хлам, символизирующий избавление от всего плохого. А в Буэнос-Айресе и других аргентинских городах улицы деловых центров к середине 31 декабря бывают завалены бумажным мусором — старыми календарями, бланками, утратившими значение документами. 

Более радикально расстаются с плохим шотландцы, шведы и непальцы. Первые обмазывают дегтем рассохшиеся деревянные бочки, поджигают их и горящими выкатывают в новогоднюю ночь на улицы. Вторые в это же время предают огню 13-метрового соломенного Евльского козла, установленного на площади города Евль. Непальцы бросают все ненужное в новогодний костер. А жители Панамы веселятся, сжигая чучела политиков, актеров, спортсменов и других известных персон. 

Перуанцы иногда устраивают в новогоднюю ночь массовые драки, в которых наравне с мужчинами участвуют женщины и дети. Дерутся они, конечно, понарошку, как рестлеры, на потеху публике. Логика с юмором: мол, чем больше наваляем друг другу, тем меньше получим тумаков от судьбы в предстоящем году. Кроме того, в Перу и Колумбии есть обычай использовать в Новогодье пустой чемодан. С ним перуанцы бегают вокруг своих домов, а колумбийцы обходят окрестности места жительства — так имитируют поездки те, кто мечтает в новом году попутешествовать. 

Японцы перед праздником украшают интерьер жилищ собственноручно сделанными из бамбука грабельками, которые помогут загребать удачу в новом году. Аборигены островов Микронезии, чтобы обмануть и отвадить злых духов, меняют 1 января свое имя, которое шепчут на ухо родным и близким. Ну а представители одного из кенийских племен на Новый год в знак пожелания здоровья, счастья и удачи в буквальном смысле оплевывают друг друга. 

Современные исследователи подвергают сомнению представления о том, что традиция устанавливать к Новому году елку родилась в Европе и связана с христианством. “Казалось бы, рождественская ель, — пишет историк Мурат Аджи в книге “Полынь половецкого поля”. — Заметьте, не дуб, не кедр, не сосна, а именно ель! Ее появление ныне связывают с именем Христа. Но в Палестине ели не растут, в Египте — тоже. Первые христиане, жившие в Средиземноморье, также не могли видеть елей. У кипчаков же именно ель издревле была священным деревом. И не только у них, но и у других народов Сибири и всей глубинной Азии. Ель впускали в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад. Очень древняя традиция, которая связана с Йер-су. Этому богу кипчаки поклонялись до приобщения к тенгрианству. Он обитал там, где, согласно легенде, находится пуп Земли и растет гигантская ель”. 

Также по легенде, пока в природе тепло в подземном мире спал символ зла и скаредности старец Ульгень (в переводе “умерший”), который с наступлением холодов просыпался и раз в год становился добрым и щедрым. Он приносил людям елку, садился подле нее и раздавал подарки. Возможно, отсюда древняя традиция выстилать могилу тенгрианского служителя культа еловыми лапами. Ведь он уходил в царство Йер-су, где ель в особом почете. Ее пирамидальная форма указывает направление в небеса. Не случайно древние тюрки и называли ель словом “ёл”, означавшим также путь и дорогу. 

Читайте в свежем номере: